Биоинженер и лайф-коучер: какие профессии понадобятся в будущем

Специалистам придется научиться работать с одной технологией сразу в нескольких отраслях
Технологии кадрового проектирования, которые сейчас используются, давно не соответствуют требованиям времени /Pixabay

Эксперты в сфере образования на конференции «Национальная система квалификаций для профессий будущего» в Петербурге в четверг, 21 октября, озвучили новые профессии, которые станут одними из самых востребованных через несколько лет. Среди них инновационный менеджер, лайф-коучер, биоинженер, специалисты по управлению сетями квантовых коммуникаций и когнитивным исследованиям и др. При этом будущим профессионалам придется научиться работать с одной технологией сразу в нескольких отраслях.

 Руководитель направления по развитию профквалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП, «Роснано») Ангелина Волкова уверена, что чтобы профессии будущего начали появляться, в каждом регионе необходимо составить «атлас» — перечень востребованных высокотехнологичных отраслей. Однако до сих пор не существует точных методов формирования тех компетенций, которые понадобятся будущим специалистам даже через 5-10 ближайших лет. Но работа в этом направлении активно ведется. Волкова привела в пример один из совместных проектов ФИОП с предприятием Петербурга, в рамках которого компания внедряет аналитиков для проектирования будущих квалификационных потребностей. Такой специалист должен ответить на вопрос: какой работник понадобится предприятию в будущем?

 ФИОП совместно с ЛЭТИ запустили еще один проект по выявлению профессий будущего. Его цель – понять, через какие инструменты и информацию действительно можно выявлять и описывать портрет будущих специалистов в тех технологиях, которые пока существуют только в научных публикациях.

Как рассказал заместитель директора департамента образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Волков, те технологии кадрового проектирования, которые используют сейчас, давно не соответствуют требованиям времени. Профессионалам в образовании уже стало понятно, что экономика смещается от отраслевого к межотраслевому укладу. «Будет сложно выделять какие-то отрасли, потому что одни и те же технологии будут работать в абсолютно разных направлениях – от медицины и фармацевтики до приборостроения и космических технологий», — говорит он. В качестве одного из таких примеров Волков приводит нанотехнологии, которые сегодня востребованы практически во всех перспективных отраслях.

 Проректор по научной работе ЛЭТИ Сергей Галунин добавляет, что все будущие профессии должны в первую очередь отвечать принципам «сквозных технологий». «Будущий специалист должен уметь работать сразу в нескольких отраслях», — поясняет он.

По мнению генерального директора  Национального агентства развития квалификаций Артема Шадрина, для формирования профессий будущего нужно активно привлекать бизнес – будущих работодателей. И ориентироваться в первую очередь на компании-участники Национальной технологической инициативы и российские технологические «газели». Ежегодно в РФ появляется список из более сотни таких компаний. В Петербурге и Ленинградской области уже есть опыт, когда образовательные учреждения сотрудничают с наукоемкими производствами, чтобы разработать востребованные в будущем квалификации в горизонте 5-10 лет развития. Один из примеров – опыт работы ЛЭТИ с компанией New Diamond Technology, которая занимается выращиваем искусственных алмазов. Проректор по дополнительному профессиональному образованию СПбГЭУ Яны Клементовичус подчеркивает, что важным условием удовлетворения потребностей в трудовых ресурсах является обмен лучшими корпоративными практиками.

Собственники бизнеса сегодня стоят перед выбором стратегии дальнейшего развития: адаптироваться к предстоящим изменениям, или же трансформироваться, предугадывая будущее. Адаптация не показывает качественного эффекта, считает доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александр Щелканов. Однако глобальная трансформация в России сейчас доступна только крупному бизнесу. «Но во всем мире ставка делается на малый и средний бизнес, так как он более мобилен. И наша задача говорить о трансформации в этом секторе», — говорит он.

 Заведующий кафедрой микро- и наноэлектроники ЛЭТИ Виктор Лучинин отмечает, что все системные инновации и профессии будущего будут основаны на трех ключевых принципах: создании природоподобных технологий, которые позволят восстановить баланс в природных процессах; сохранении социокультурной и генетической уникальности человека; доминировании конвергентных технологий — взаимопроникновение, когда границы между отдельными технологиями стираются, а многие интересные результаты возникают именно в рамках междисциплинарной работы на стыке областей.

 По мнению директора Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяны Черниговской, понять, чему действительно нужно обучать «людей будущего» можно будет только тогда, когда общество решит, насколько оно готово впускать в повседневную жизнь искусственный интеллект (ИИ), который уже сегодня способен развиваться и эволюционировать. Сейчас люди проигрывают ИИ не только в скорости и точности принятия решений, но и в таких сугубо человеческих качествах, как интуиция, говорит Черниговская. В недалеком будущем специалистам придется работать в условиях автономной жизни цифрового мира, интернета вещей, самоорганизации сетей и в цифровой реальности, которая будет определять место личности в социуме.