HR уходит в цифру

Пандемия ускорила цифровизацию HR-сектора: работодатели и сотрудники привыкают запрашивать справки у чат-ботов и подписывать документы цифровой подписью
Вместе с осознанием всей пользы новых HR-технологий выросла потребность на специалистов по автоматизации HR-процессов /PIXABAY

Общий тренд на цифровизацию не обошел стороной сферу HR. Пандемия и переход на дистанционную работу ускорили запуск цифровых сервисов и услуг. Электронный документооборот, чат-боты вместо сотрудника отдела кадров, корпоративные социальные сети перестали быть просто модными «фишками» передовых компаний.

Вопросы цифровизации HR-процессов стали главной темой обсуждения на онлайн-конференции «Цифровые технологии в HR», которую 28 октября провел Санкт-Петербургский офис «Ведомостей». Эксперты сошлись во мнении, что и работодатели, и сотрудники уже успели оценить, как цифровые технологии помогают экономить время и деньги, а главное, даже в непростых условиях дистанционной занятости увеличивают эффективность и сплоченность коллектива.

Вместе с осознанием всей пользы новых HR-технологий выросла потребность на специалистов по автоматизации HR-процессов. По словам директора hh.ru в СЗФО Юлии Сахаровой, в  2021 г. по сравнению с 2020 г. прирост числа таких вакансий достиг 58%. В таких профобластях, как ИТ и маркетинг, за январь-октябрь 2021 г. к аналогичному периоду 2020 г. спрос на данных специалистов вырос  на 98%.

Одна из основных задач цифровых продуктов – экономия времени HR-специалистов. «Сейчас больше всего времени у них уходит на собеседования, на работу с резюме, вакансиями и откликами на них, на переписки с кандидатами. На решение стратегических вопросов остается все меньше времени», — говорит Сахарова. Автоматизация позволяет экономить часы рабочего времени как руководителей, так и рядовых сотрудников.

Директор департамента корпоративных сервисов ГК «Корус консалтинг» Антон Бобров рассказал, что автоматизация HR процессов позволяет не просто экономить время, но и решать ряд других важных задач: повышать эффективность, вовлеченность и мотивацию сотрудников. «В этих трех аспектах HR технологии выступают катализатором успеха», — подчеркивает он. Так, цифровые технологии позволяют автоматизировать сценарии адаптации новых сотрудников, сделав онбординг приятным и интересным: чат-бот поможет ответить на вопросы, заказать справки, поделиться нужной информацией и даже познакомить с коллегой. Через современные форматы коммуникации, например, корпоративные сторис, можно персонализировано транслировать новости, цели и достижения, поднимая продуктивность и мотивацию персонала.  Ну а личный кабинет сотрудника позволяет в считанные минуты посмотреть личную информацию: сколько отпуска осталось, какие KPI уже выполнены, появились ли новые статьи в любимом сообществе.

Одним из самых востребованных направлений во время пандемии стал электронный кадровый документооборот. «Это то, что сейчас особенно «болит» у всех, потому что большая часть работает на дистанционке и сталкивается с проблемой кадрового документооборота», — поясняет директор по развитию КЭДО-платформы HRLink Дмитрий Махлин. Проблемы обмена бумажной документацией известны всем: часто руководителям не удается вовремя подписать в офисе нужные документы, компания несет высокие затраты на пересылку, возникают сложности с подписанием документов со стороны удаленных сотрудников. «Однако законодательство уже позволяет перейти на  электронный документооборот. Скоро сделать это будет еще проще: в первом чтении Госдумой принят законопроект, регулирующий электронный документооборот в трудовых отношениях», — говорит Махлин. Те, кто уже перешел на новую систему, успели оценить ее эффективность. «Если раньше подписание договора с удаленным сотрудником занимало минимум 3-5 дней, сегодня это делается за несколько минут», — добавляет эксперт.

Ускоренными темпами развивается цифровизация и таких направлений, как программы ДМС для сотрудников компаний. Заместитель директора департамента личных видов страхования страхового брокера «Интерис» Юлия Ерзунова отмечает, что если раньше лидеры рынка видели развитие в создании собственных клиник, сегодня большое внимание уделяется развитию дополнительных сервисов: мобильных приложений, личных кабинетов, телемедицинских  консультаций. Высокой популярностью стали пользоваться ЗОЖ-марафоны, паспорта здоровья компании, вебинары по темам здоровья. «Драйвер последнего времени – опции телемедицины. В условиях самоизоляции эта опция особенно стала важна, она позволяет закрыть базовые вопросы и проблемы без обращения в медучреждение», — говорит Ерзунова.

Всеобщая цифровизация наряду с удобными сервисами принесла работодателям и новые проблемы. Коммерческий директор VK цифровые технологии Максим Грищишен приводит в пример исследование компании We Are Social, где подсчитано, что сотрудники российских компаний в день проводят в соцсетях около 2,5 часов, и работодатель никак не может контролировать этот процесс.

Однако VK решили использовать это время с пользой для работодателя. В компании придумали, как сместить фокус с внешнего развлекательного контента во внутренний корпоративный интранет, применяя геймификацию, соревновательные методики и программы для саморазвития сотрудников. В компании запустили цифровую платформу для социализации и управления опытом сотрудника, которая включает корпоративную социальную сеть, личный кабинет сотрудника с удобными HR-сервисами и инновационный модуль развития талантов.

«Через 2 года сотрудники близятся к выгоранию, теряют интерес к работе и часто не знают, как им развиваться дальше, что приводит к мысли о смене работы», — говорит Грищишен. В этот момент важно вовлекать и своевременно информировать сотрудников, предлагая удобные сервисы, инструменты для обратной связи и прозрачные карьерные возможности для всех сотрудников компании.

«Удаленная работа не является преградой для коммуникаций. Цифровые решения могут помочь с адаптацией, сбором инициатив и проектным взаимодействием. А корпоративные блоги, сообщества по интересам, удобный внутренний мессенджер и лента событий в компании могут заменить внешние каналы в соцсетях», — подчеркивает Грищишен.

Стоит отметить, что цифровые технологии сегодня взяли на вооружение не только в корпоративной среде, но и в сфере государственных услуг. Первый заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Тимофей Котов рассказал, что в 2020 г. в условиях дистанционной работы с работодателями служба занятости использовала  возможности интерактивного портала «Биржа труда Ленинградской области». Работодатели, зарегистрировавшие личный кабинет на портале, могли оперативно подать вакансии в службу занятости и на федеральный портал «Работа в России». Сейчас в службе занятости зарегистрировано 32 тыс. работодателей, включая ИП. «Не все ищут работников прямо сейчас, но в любой момент могут разместить вакансию», — отмечает Котов.

По мнению президента Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области Александра Габитова, не только бизнес, но и все органы власти, отвечая на запросы времени, включились в процесс цифровизации максимально полно.  

С полной записью онлайн-конференции «Цифровые технологии в HR» можно ознакомиться по ссылке.