Бизнес задумался о социальной ответственности

Все больше компаний внедряют в свою ESG-стратегию принцип «S» - корпоративную социальную ответственность
Далеко не все компании пока до конца понимают, что входит в S-фактор и тем более не знают, какие финансовые инструменты могут стимулировать развитие социальной ответственности /PIXABAY

ESG-повестка в России становится все более популярной: из модного обсуждаемого тренда она переходит в реальные программы, которые готов внедрять бизнес. Но на фоне активно растущего внимания к зеленой тематике и проблемам экологии, которые кроются за буквой «E», cоциальная составляющая «S» часто остается в тени.

Деловое издание «Ведомости» в среду, 16 февраля, провело онлайн-конференцию «ESG – корпоративная социальная ответственность», в рамках которой представители бизнеса и власти обсудили, как сегодня социальные аспекты интегрируются в стратегию устойчивого развития.

По словам директора по корпоративным отношениям и устойчивому развитию Coca-Cola HBC Россия Ирины Архиповой, далеко не все компании пока до конца понимают, что входит в S-фактор и тем более не знают, какие финансовые инструменты могут стимулировать развитие социальной ответственности. «Не менее важна тема оценки. Мы много об этом говорим, но до сих пор нет понимания, как оценивать социальные инвестиции и их эффективность», — подчеркивает она.

Компания «Филип Моррис Интернэшнл» начала заниматься историей устойчивого развития задолго до того, как термин вошел в российскую бизнес-практику. «Наша ценность – это наши сотрудники. Мы уделяем большое значение как высококачественным условиям труда для сотрудников, так и соответствуем высоким стандартам и практикам по управлению персоналом», — рассказала управляющий по корпоративным вопросам региона Север аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Елена Киянова.

В 2019 г. «Филип Моррис Интернэшнл» стала первой международной компанией, успешно прошедшей независимую сертификацию фонда EQUAL-SALARY («Равная зарплата») в области равных условий оплаты труда. «В компании предоставляются равные условия труда для всех, нет никакой дискриминации как в области оплаты труда, так и в сфере карьерного роста. Трудоустройство людей с особенностями – это одни из важнейших принципов в букве «S», и мы в этом преуспеваем», — подчеркнула Киянова.

Директор департамента деловых коммуникаций и связей с инвесторами компании «Полюс» Виктор Дроздов отметил, что когда речь идет о социальной повестке любой компании, важнейшим фактором становится такое понятие, как «социальная лицензия»: это право бизнеса на осуществление своей деятельности в конкретном регионе. «Для многих становится важной концепция «своего дома», когда компания перечисляет деньги не каким-то сторонним социальным фондам, а вкладывает в конкретные проекты, нужные для каждого жителя», — пояснил Дроздов. Сейчас «Полюс» ежегодно инвестирует в социальную сферу около $100 млн, и деньги направляются на социальные и общественно-значимые проекты в регионах присутствия компании.

Внедрять принципы ESG в корпоративную культуру должны лидеры, имеющие соответствующие компетенции, уверена проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей» Мария Афонина. «Сенеж» третий год реализует образовательную программу «Женщина-лидер», основанную на внедрении в обучение лидеров наиболее известных мировых компетентностных матриц софт-скиллс. «Важное место в ней занимает LQ – чувственный или сердечный интеллект. Он включает принципы человекоцентричности, мягкой силы, аутентичного лидерства, умение делать добро и экологичность. Как раз лидеры с развитым LQ-интеллектом являются драйверами ESG-повестки и экологичной трансформации в самых разных отраслях и компаниях», — рассказала Афонина.

Вместе с повышением социальной ответственности бизнеса в России активно растет и рынок ответственного финансирования. Российские компании все чаще привязывают свои инвестиционные программы к конкретным показателям ESG-стратегии или привлекают инвестиции на реализацию ключевых программ ESG-трансформации. «Если мы говорим про зеленые финансы, то рынок вырос в 2 раза. Если же говорить о социальной таксономии, она выросла в 7 раз, хоть мы и говорим про очень низкую базу», — поделилась статистикой Ирина Архипова.

Начальник отдела развития финансовых рынков Минэкономразвития  Евгения Зинченко подтвердила резкий рост зеленых финансов на рынке заимствований. «В начале 2021 г. на Мосбирже в сегменте зеленых облигаций обращалось бумаг всего на 24 млрд руб., и за прошлый год мы увидели шестикратный рост», — рассказала она. На рынок зеленых облигаций вышли такие крупные игроки как Сбер, Московская область, «Камаз» и др. Зинченко уверена, что рынок социальных облигаций будет развиваться еще интенсивнее.  «Эта повестка в мире активно развивается, и в 2020 г. был отмечен взрывной рост в этом направлении», — рассказала она. Сейчас ведомство  вместе с корпорацией ВЭБ.РФ ведет работу по разработке национальных критериев социальных проектов.

Полная запись онлайн-конференции доступна по ссылке.