Охрана окружающей среды подстроится под санкции
У российского бизнеса появилась возможность занять ниши, где ключевую роль играли зарубежные игроки, включая сферы экологизацииДеловое издание «Ведомости Санкт-Петербург» 27 апреля провело онлайн-конференцию «ESG – охрана окружающей среды». Спикеры и участники обсудили, какие новые риски встали перед российскими компаниями на пути к экологизации из-за введенных санкций.
Тема устойчивого развития в 2021 г. вышла на первый план российской бизнес-повестки: количество упоминаний ESG в российских медиа в прошлом году выросло в 2,5 раза, рассказал член экспертного совета при комитете Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Щелканов. Помимо бизнес-сегмента о важности ESG-развития стали активно говорить и на государственном уровне. В этом году в условиях жесткого давления санкций тема ESG не потеряла актуальности. «И в условиях санкционного давления идет проверка на прочность экономической устойчивости», – отметил эксперт.
В то же время депутат Госдумы РФ Валерий Селезнев считает, что Россия в рамках ESG-повестки все еще не нашла свой верный путь. Последствия военной спецоперации на территории Украины и экономические санкции обнажили главные проблемы, мешающие устойчивости российской экономики: страна так и не ушла от зависимости от импортных товаров и поставщиков. Особенно явно это видно на примере отдельных отраслей, например, ветряной генерации, где ключевыми игроками остались финская Fortum, датская Vesta, итальянская Enel и другие иностранные компании. «У нас создался кластер, который оказался очень ненадежным, и от импортозависимости мы не ушли», – пояснил Селезнев.
С другой стороны, текущие условия предоставили новые возможности для развития всех отраслей, которые были зависимы от импорта, подчеркивает депутат. «Я уверен, что экологическую повестку, несмотря на достаточно непростое время, наше государство не оставит. Поэтому сейчас у нас есть возможность переформатировать все программы поддержки и ориентировать их на то, чтобы все критические технологии, начиная от разработки проектной документации и т.д., были в наших руках», – добавил депутат.
Глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов согласен с тем, что сейчас у национальных компаний появилась возможность занять те ниши, в которых ранее ключевую роль играли зарубежные игроки. «Это возможность для корпоративного сектора и для малого бизнеса создавать отечественные национальные системы сертификации и экомаркировку, проводить оценку соответствия и экоаудит», – уверен он.
В то же время, по мнению руководителя экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Светланы Бик, та климатическая повестка, которая до недавнего времени доминировала в глобальном понимании ESG, пока не подкреплена инвестиционными ресурсами. «Из $20 трлн, которые, по оценкам экспертов, нужны миру для реализации энергоперехода, за десять с лишним лет через инструменты зеленого финансирования привлечено максимум $2 трлн. То есть в реальности под политическими и корпоративными амбициями нет достаточных финансовых ресурсов», — говорит эксперт. Поэтому для России сейчас будет важно сконцентрироваться на том, что реально можно сделать в текущей ситуации. «И зеленое финансирование, на мой взгляд, в первую очередь, нужно направлять на улучшение ситуации в "грязных" отраслях», — подчеркивает Бик.
По мнению профессора кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Ануш Айрапетовой, ESG-принципы помогут бизнесу выйти из сложной экономической ситуации и адаптироваться к новым условиям. «В части корпоративного управления портфельных компаний – это изменение ESG-практик, их адаптация к современным условиям в новых реалиях геополитики. Необходимо сформировать все компетенции и те векторы развития, которые будут отвечать именно сегодняшним реалиям», – сказала эксперт.
Президент Всероссийского союза страховщиков и руководитель проекта «Российский международный ресурсный центр в области ESG» Игорь Юргенс считает, что сейчас существует необходимость в собственных центрах компетенций и инфраструктуры в системе устойчивого развития и финансирования: «Таким образом, необходимо охватывать данный процесс комплексно, включая подготовку кадров, освоения международной практики и адаптации к своей и, что главное, здраво оценивать собственные силы по отношению к использованию природных ресурсов. Не маловажен процесс включения во все эти действия самого государства, чья помощь с условием ограничений так необходима».