Вызов принят: экологическая политика поставила перед бизнесом новые задачи
Власти и общество ждут от компаний повышения экологической ответственности и перехода к экономике замкнутого циклаЭкология остается одной из главных тем обсуждений в современной России и в мире в целом. С 2018 г. в стране реализуется национальный проект «Экология», направленный на улучшение экологической обстановки. В рамках этой темы эксперты не раз озвучивали необходимость формирования в стране экономики замкнутого цикла, ужесточения природоохранной государственной политики и стимулирование бизнеса на экоответственность.
Деловое издание «Ведомости Северо-Запад» совместно с Экологическим советом Ленинградской области 15 апреля провело конференцию «Экология будущего: новые вызовы», в ходе которой эксперты обозначили новые тренды в современной экополитике и роль корпоративного сектора экономики в новой экологической повестке.
Тренд на экологичность
В последние годы власти всех уровней начали ужесточать не только требования к исполнению природоохранного законодательства, но и контроль за экологической ответственностью бизнеса. По мнению главы Экологического совета Ленинградской области Рашида Исмаилова, наметившийся тренд можно обозначить как «Экодиктатура». В первую очередь она проявляется в усилении природоохранной государственной политики: само государство, регуляторы, контрольные надзорные органы усиливают свое присутствие в экологической повестке и взаимоотношениях с бизнесом. Во многом такая политика направлена и на то, чтобы корпорации обращали больше внимания на экологические запросы общества.
«У каждого бизнеса есть обязательство отвечать за территорию своего присутствия. Это может называться ESG, экологическая ответственность, КСО или как-то иначе. Но если говорить простыми словами: бизнес, который присутствует на территории регионов, должен обеспечивать экологическую безопасность населения, которое там проживает, и экологическое благополучие данной территории. Сегодня цивилизованный подход бизнеса – быть ответственным», – пояснил Исмаилов.
Вопрос экологической ответственности порождает и другие задачи: компании должны эффективно выстраивать диалог с населением территории, на которой они производят какие-то работы, задействуют для своих бизнес-целей. Но далеко не все инвесторы помнят про необходимость прозрачности проекта, а отдельные корпорации, акционеры и топ-менеджеры проповедуют «экологический нигилизм».
По мнению Исмаилова, любой инвестиционный проект в России сегодня должен начинаться в первую очередь с планирования коммуникаций – с населением, властями, общественниками. Цель этих коммуникаций – донести до общества не только задачи проекта, но и максимально широко и доступно рассказать о его влиянии на окружающую среду.
Опыт регионов
Многие российские регионы уже начали предъявлять входящим инвесторам повышенные требования к экологической ответственности. Так, в Ленинградской области было принято решение привлекать региональный экологический совет к экспертизе по размещению новых проектов первого и второго классов опасности, рассказал первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности региона Егор Мищеряков.
По данным регионального Агентства экономического развития, сейчас в области реализуется более 300 разных проектов с общим объемом инвестиций 6,5 трлн руб. При этом инвесторы не просто должны соблюдать все экологические нормы и требования, установленные в стране и в регионе, но и зачастую добровольно предъявлять на себя дополнительные обязательства. Один из подобных проектов – восстановление водно-болотных угодий в Ленинградской области за счет компании «РУСАЛ», который позволит снизить выбросы парниковых газов и риски природных пожаров, а также увеличит биологическое разнообразие региона. Соответствующее соглашение власти подписали с инвестором на ПМЭФ-2023.
Примечательно, что новые требования экологической политики государства и общественный запрос на экологичность стимулируют развитие новых производственных ниш по выпуску экологически безопасной продукции. Один из таких проектов сейчас как раз обсуждается в Ленинградской области.
«Компания будет производить биоразлагаемую посуду из специальных культур, которые будут высаживаться на карбоновых фермах у нас в Ленинградской области. При этом бизнес уже понимает, куда он будет продавать свою одноразовую биоразлагаемую посуду, и у него уже есть потенциальный покупатель тех углеродных единиц, которые он будет производить на этой карбоновой ферме», – рассказал Мищеряков. Однако власти пока не раскрывают название инвестора.
Замкнуть цикл
Новая экологическая повестка не только формирует новые производственные ниши, но и ставит перед бизнесом сразу ряд важных задач. Одна из них – переход к экономике замкнутого цикла и максимальное вовлечение в оборот вторичных ресурсов. В России реализуется федеральный проект «Экономика замкнутого цикла», в рамках которого доля упаковки, утилизируемой в РФ, должна составить к 2030 г. не менее 85% (для сравнения: в 2022 г. на утилизацию направлялось не более 40%). Всего же к 2030 г. использование вторичных ресурсов и сырья из отходов в российском производстве должно превысить 30% (по состоянию на 2022 г. это было лишь 6%).
Цель проекта – нарастить повторное использование, переоборудование и восстановление ресурсов, что позволит создать как экологический и социальный, так и экономический эффект, подчеркнул председатель комитета по ESG-трансформации Ленинградского областного отделения «Деловой России» Алексей Удовиченко. По словам эксперта, как правило, все инициативы бизнеса по внедрению вторичной переработке и другие экологические проекты попадают лишь в нефинансовую отчетность. Но из-за санкционных рисков большинство компаний перестало раскрывать нефинансовые отчеты.
«Компании разделяют финансовую и нефинансовую отчетность, но не видят, что применяемые ими бизнес-модели – это не просто благотворительность, они напрямую влияют на показатели, которые уходят в финансовый отчет. Например, на управление запасами, экономию, на некоторые другие моменты. Главный вызов для бизнеса – научиться считать экономический эффект от экологических инициатив», – сказал Удовиченко.
Опыт компаний
Ряд российских компаний уже научился работать с экономикой замкнутого цикла и активно внедряет использование вторичных ресурсов в свой производственный процесс. Заместитель операционного директора направления «Полимерная изоляция» корпорации «Технониколь» Анна Даутова рассказала, что компания по всей России занимается возвратом в производственный цикл целого ряда материалов: полимерной изоляции, полипропилена, резины, отработанных масел и др.
В прошлом году компания запустила в деревне Аннолово Тосненского района Ленобласти первую линию грануляции по вторичной переработке полистирола. В этом году мощности предприятия планируется увеличить вдвое. В рамках второй очереди акцент будет сделан на переработке пластиковых пленок.
«Бизнес все равно должен зарабатывать деньги, поэтому мы идем в том направлении, где уже есть какие-то сырьевые рынки. В Петербурге и Ленобласти это оказался рынок пленок. Поэтому мы пошли в переработку полиолефина. Мы сейчас устанавливаем моечный комплекс и систему водоочистки, идет расширение производства, дополнительные инвестиции, чтобы этот проект мог существовать и эффективно работать», – сказала Даутова.
Однако пока не все компании смогли наладить эффективное вовлечение вторсырья в переработку. Одно из самых сложных направлений – утилизация радиоэлектроники (телефонов, электроприборов и др.) с возможностью дальнейшего использования в производстве. Руководитель проектного направления GR компании GS Group Кристина Оганезова рассказала, что пока система сбора у населения такой отработавший свой срок техники не налажена вовсе или работает неэффективно. Сами потребители часто не понимают, куда и кому ее можно сдать на переработку. Таким образом, система утилизации не отработана, а нагрузка на компании-производители растет.
«В России реализуется эксперимент по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции. И в его рамках планируется разработать дополнительный утилизационный сбор. Конечно, это будет накладываться на конечный продукт, на стоимость этого продукта. Но когда стоимость продукта увеличивается, гражданам необходимо объяснять причины роста цен и рассказывать – как они могут поспособствовать снижению данной цены», – считает Оганезова.
Метод «кнута и пряника»
По мнению исполнительного директора «Ленинградской областной торгово-промышленной палаты» Игоря Муравьева, чтобы стимулировать бизнес все больше вовлекаться в решение экологических задач, нужно использовать не только «кнут» (жесткие требования природоохранного законодательства), но и «пряник». В первую очередь компании нуждаются в доступных финансовых инструментах для проведения модернизации и перехода на новые энергосберегающие технологии.
«Некоторые предприятия не могут провести модернизацию производств из-за нехватки средств. Решить эту проблему могут налоговые послабления, софинансирование проектов, а также изменение учетной ставки Центрального банка», – подчеркнул эксперт.