Шоу-бизнес остался без денег

Организаторы концертов и вечеринок второй год теряют выручку. Некоторые компании оказались на грани закрытия
Самым массовым событием в Петербурге в 2021 г. стал фестиваль Stereoleto, который прошел 13-14 июня на территории «Севкабель порта» /ВК Stereoleto

Шоу-бизнес Петербурга второй год подряд работает под действием ограничений. 16 ноября вступили в силу очередные изменения в постановление правительства Петербурга от 13 марта 2020 г., ужесточающие ограничения: запрещена продажа билетов на концертные площадки без указания места (например, с входом на танцпол), а число посетителей ограничили до 50% заполняемости зала. Кроме того, с 1 ноября продолжает действовать запрет на проведение мероприятий численностью более 40 человек.

По словам президента  продюсерского холдинга PMI Евгения Филькенштейна, из-за введенных ограничений рынок концертов и развлекательных событий в целом по России сократился с примерно 100 млрд руб. в 2019 г. до 30 млрд в 2021 г. и стагнация продолжается. 

В Петербурге власти в течение года несколько раз ослабляли и ужесточали ограничения, в итоге деятельность шоу бизнеса оказалась практически парализована. Количество мероприятий в городе по сравнению с 2019 г. сократилось на 95%, подсчитал директор Euroshow Promoter Константин Жмуро.

По данным «Контур.Фокуса», Euroshow закончила 2020 г. с падением выручки на 73% до 17,7 млн руб. В 2021 г. до ужесточения очередных ограничений компании удалось организовать единственный концерт — выступление группы «Мумий Тролль» в БКЗ «Октябрьский». Еще одно мероприятие, которое Euroshow должно провести в ближайшее время — мюзикл на льду «Аленький цветочек», запланированный на новогодние праздники. Однако он пройдет при условии, что в городе вновь не введут дополнительные ограничения, говорит Жмуро. Выручка компании в этом году по сравнению с 2019 г. уже упала на 90%, подчеркивает он.

Директор Rent Event Алексей Таций рассказал, что в 2021 г. полностью лишился  выручки от деятельности в сфере шоу-бизнеса из-за отмены концертов и фестивалей. Раньше компания проводила одно собственное мероприятие в год и занималась сдачей в аренду концертного оборудования для других проектов. Теперь ей пришлось переключиться на новый вид деятельности: маркетинговое обслуживание мероприятий.

«Мы ведем несколько концертных мероприятий и один мюзикл, который так или иначе проходит, но все наше оборудование стоит на складах», — говорит Таций. В 2020 г. выручка Rent Event сократилась на 76% до 5,8 млн руб. (данные «Контур.Фокуса»). В 2021 г. выручка компании сократилась в 10 раз по сравнению с 2019 г., говорит Таций (в 2019 г. компания получила 24,3 млн руб.).

Самым массовым событием в Петербурге в 2021 г. стал фестиваль Stereoleto, который прошел 13-14 июня на территории «Севкабель порта». Другой крупный фестиваль, который «ВКонтакте» ежегодно проводит в парке 300-летия Петербурга, уже попал под коронавирусные ограничения и был перенесен на 2022 г. Однако Stereoleto не помогло организатору фестиваля, компании «Светлая музыка» восстановить финансовые показатели, рассказал генеральный директор Илья Бортнюк.  По данным «Контур.Фокуса», «Светлая музыка» в 2020 г. сократила выручку на 70% до 40 млн руб. «Сейчас стало еще хуже. Пациент был совсем болен, а сейчас умер», — так оценил состояние своей компании Бортнюк.

Бортнюк говорит, что  те фестивали, которые он смог провести в 2020 и 2021 гг. – «капля в море» на фоне убытков его компании. «Мы близки к тому, чтобы перестать вести концерты. Многие уже сменили работу», — поясняет он. По словам Тация, для выживания компании ему пришлось не только переключиться на другое направление работы, но и уволить 80% персонала, а также взять несколько кредитов. 

Частный организатор вечеринок Юрий Милославский рассказывает, что его бизнес потерял меньше денег на фоне организаторов крупных выступлений, однако «состояние индустрии ужасное». Падение выручки его компании в 2021 г. составило примерно от 30% до 50% по сравнению с 2019 г.  «В 2019 г. мы делали около 20-25 ивентов из которых 3-4 крупные, в 2020 г. мы могли делать в два раза меньше и только небольшие мероприятия на 300 человек. Сейчас вообще практически не можем», — говорит он.

По словам Жмуро, сейчас планировать масштабные события не удается, так как большая часть из них переносится еще с 2019 г. по 2-3 раза. Бортнюк также подчеркивает, что в среднем  на организацию концерта уходит 3-4 месяца, однако в условиях пандемии к этому времени уже вводят новые ограничения и мероприятия срываются. «Не существует правил игры. Ставятся концерты, потом они отменяются в одностороннем порядке даже за день до мероприятия», — говорит Филькенштейн.

По мнению Милославского, в Москве шоу-бизнес чувствует себя лучше, потому что в столице разрешено проводить массовые мероприятия при наличии у посетителей QR-кодов. В Петербурге же все массовые мероприятия свыше 40 человек вообще запрещены. «Нужны понятные правила игры, это будет большим подспорьем для индустрии», — считает он.

Таций приводит в пример работу шоу-бизнеса за границей, где разрешили проводить концерты с определенными условиями. «В Нью-Йорке в прошлом году прошел многотысячный концерт группы Foo Fighters только для привитых, это гигантское мероприятие. Мы даже близко к такому не пришли», — говорит он.

Жмуро надеется, что губернатор Петербурге Александр Беглов распространит на регион постановление главы Роспотребнадзора Анны Поповой, по которому количество участников массовых мероприятий в закрытых помещениях в России разрешено увеличить до 70% наполняемости залов при наличии QR-кодов. «Но даже в таком формате продать половину зала — сложно, потому что пока статистика привитых оставляет желать лучшего», — считает он.

Филькенштейн приводит в пример продажи билетов на Kassir.ru в зоны «ковид-фри» на футбольные матчи в Петербурге. Зрители покупают только 35% таких билетов. «То есть это доля населения, которая сейчас привита и имеет QR-коды», — подчеркивает он.