Время инвестировать в маркетплейсы

Почему маркетплейсы сегодня не только удобная платформа для покупок, но и перспективная сфера для инвестиций
Рынок электронной коммерции уже два года демонстрирует впечатляющие темпы роста: за 2020 год он прибавил около 60%, а за 2021 год – порядка  40% /ТКБ Инвестмент

Компания Amazon – популярнейший на сегодняшний день широкоформатный маркетплейс – вышла на рынок IPO в 1997 г. с ценой в $18 за одну акцию. Сегодня стоимость такой акции превышает $3000, и сейчас очень подходящий момент для того, чтобы проанализировать перспективы рынка маркетплейсов с точки зрения инвестиционных вложений.

Рынок электронной коммерции уже два года демонстрирует впечатляющие темпы роста: за 2020 г. он прибавил около 60%, а за 2021 г. – порядка  40%,  и аналитики прогнозируют, что тренд сохранится. Покупать онлайн стало просто, быстро, удобно. Это означает, что компании сектора e-commerce будут расти и, соответственно, дорожать.

В ноябре 2020 г. на IPO появились акции Ozon. Компания, как и Amazon, начинавшая свою деятельность с продажи книг через интернет, сейчас представляет собой крупнейший маркетплейс, где потребитель может найти любой товар, от продуктов питания до авиабилетов. Заявленная цена акции при выходе на  IPO составляла $30, сразу после открытия торгов  выросла до $42, и хотя в начале 2022 г. она колеблется вокруг первоначальной стоимости, в долгосрочной перспективе акции Ozon выглядят интересным активом.

В 2021 г.  не раз заявлял о скором выходе на IPO и «Вкусвилл». Магазин у дома с четким позиционированием, хорошей логистикой, открытием новых точек и личным опытом взаимодействия дает понятное представление об объекте вложения средств. «»Вкусвилл» – самое ожидаемое IPO на российском рынке ритейла, – уверен аналитик «ТКБ инвестмент партнерс» Владимир Сычев. – Сегодня под управлением сети находятся 1300 розничных точек в формате небольшого магазина у дома и 80 дарксторов, которые специализируются на онлайн-продажах. За пандемию компания вошла в пятерку крупнейших онлайн-ритейлеров России. «Вкусвилл» последние три года был одной из самых быстрорастущих компаний на рынке традиционного ритейла в России с ежегодным ростом 50%, при среднем 10–15%, а сейчас команда видит больший потенциал в развитии онлайн-продаж (e-grocery) и активно инвестирует в это направление. Пока трудно предсказать, какая из компаний сможет построить прибыльный бизнес на рынке e-grocery. Но у «Вкусвилла» есть все: команда, IT-платформа, уникальное ценностное предложение для лидерства на этом рынке».

Активно торгуются на фондовом рынке акции онлайн-сервиса по аренде жилья «Циан». Новые реалии выступили значимым поддерживающим фактором для этого бизнес-сектора, ставка на цифровые технологии и удаленность доступа сработала и здесь. При этом компания хотя и является одним из ключевых игроков сегмента рынка аренды и покупки недвижимости, работает в условиях жесткой конкуренции и нуждается в привлечении средств для развития бизнеса. На IPO компания вышла в ноябре 2021 г. Аналитики позитивно рассматривают перспективы инвестиций в ее акции в контексте общего развития рынка недвижимости, устойчивости работы в онлайн-сегменте к факторам турбулентности и текущую динамику стоимости акций. «Компании стараются делать IPO в условной верхней точке цикла своей деятельности, при благоприятной конъюнктуре на свои товары и услуги. Поэтому, как правило, компании выходят на IPO по относительно дорогой оценке», – рассказывает старший аналитик «ТКБ инвестмент партнерс» Михаил Нестеров. – Яркий этому пример – акции «Циана», которые на текущий момент потеряли порядка 40% с момента начала торгов».

Для розничного инвестора важно понимание и личное обращение к продукции или услугам компании – все знают, что представляют из себя Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет»  и «Сбер». «Инвесторам не дают покоя лавры “Амазона”, есть сильное желание найти компанию, которая покажет аналогичные темпы роста, – говорит Денис Горев, директор по инвестиционному консультированию “Открытие Private Banking”. – В последнее время многие компании стараются развиваться в направлении маркетплейса, ведь барьеры входа на этот рынок ниже, чем, например, в производственном секторе. По сути, нужна лишь красивая площадка, где сторонние сервисы будут размещать свои товары и услуги. Это потенциально будет вести к росту конкуренции в данном секторе, что, учитывая довольно низкую лояльность потребителей, будет вынуждать постоянно проводить рекламные акции для их привлечения и удержания. “Выжившие” в такой конкуренции игроки получат возможность улучшить свои показатели за счет повышения цен, однако пока довольно сложно определить победителя – в России им может стать и Ozon, и Wildberries, и Yandex, и другие».

Дать точный прогноз по рынку на горизонте пять-десять лет сегодня аналитики не берутся, потому основной секрет успеха инвестирования заключается в создании диверсифицированного портфеля.

«Как потратить.Санкт-Петербург» №58, февраль-март 2022 г.