Индустрия гостеприимства ищет экспертов-практиков

Какие специалисты нужны меняющейся индустрии гостеприимства и каковы тренды в области образования в сфере HoReCa
Студенты работают с актуальными  кейсами и понимают, как функционирует бизнес в реальности, а не по учебнику /Международный университет Swissam

Индустрия гостеприимства – дорога с двухсторонним движением, где успех бизнеса и удовлетворенность потребителя напрямую зависят от профессионализма каждого конкретного участника рынка, его квалификации, и, соответственно, образования. Текущие потребности бизнеса динамически формируют новые образовательные стандарты, воплотить которые предстоит современным вузам.

Точкой роста всей отрасли гостеприимства эксперты называют интеграцию. В недавнем прошлом наиболее актуальным с обеих сторон считался запрос на взаимную практику. Сфере образования недоставало практикующих профессионалов и мастер-классов, лекций от реальных представителей бизнеса, студентам – непосредственной деятельности на объектах гостиничной и ресторанной индустрии (которая так востребована на сезонных пиках спроса), а бизнесу – новых сотрудников. Бизнесу нередко проще оказывалось обучить персонал с нуля, нежели отдавать предпочтение выпускникам.

Как отмечает Артем Клыков, директор по развитию  Swissam International University, отечественное образование в сфере индустрии гостеприимства стало развиваться относительно недавно: лицензированные специальности гостиничного дела  и ресторанной деятельности появились в ведущих российских  вузах в 2000-е годы. «Рынок  гостиничных и ресторанных услуг был совсем другим, международные сети только начинали его освоение,  – констатирует эксперт. – С самого начала возникали проблемы с преподавателями (экспертов в те времена было мало, и еще меньше был их интерес к высшей школе), вопросы к программам и учебным планам, зачастую заимствованным из прошлого,  трудности с материально-технической базой. Но наиболее важным аспектом была слабая практическая направленность обучения, недостаточная связь с бизнес-сообществом, что по-прежнему характерно для всего отечественного образования в целом, хотя с тех времен и произошли определенные изменения». 

Зарубежные, прежде всего швейцарские, школы гостеприимства, в свою очередь, всегда отличались сильной прикладной составляющей, формированием умений и навыков. Международный университет Swissam взял этот принцип на вооружение, в результате чего соотношение теории и практики в учебных программах составляет 50/50, и это напрямую отражается на уровне подготовки студентов и выпускников и их дальнейшем профессиональном развитии. Новые стандарты образования, реализуемые Swissam, призваны восполнить требуемый объем знаний и практики, повысить востребованность выпускников и общий престиж профессий. «Мы привлекаем  действующих экспертов-практиков на преподавание дисциплин, в результате студенты работают с актуальными  кейсами и понимают, как функционирует бизнес в реальности, а не по учебнику», – подчеркивает Артем Клыков.

В процессе обучения студенты получают возможность поработать на всех уровнях, вникнуть во внутренние бизнес-процессы, понять особенности работы и ее многогранность, от закупок продуктов или бытовой химии, практической методики уборки номерного фонда до набора и оптимизации персонала, без которых невозможно реальное функционирование бизнеса. Студентам предоставляются оплачиваемые стажировки, а карьерный менеджер помогает с трудоустройством. Предметы изучаются не  общедисциплинарно, а специализированно: финансовый менеджмент и работа с цифрами на практике куда полезнее теоретических знаний по высшей математике.

В программе обучения – большое количество выездных занятий на объектах индустрии, нетворкинг, знакомство с лидерами отрасли, изучение дополнительного иностранного языка (испанского). И если на первом курсе у студентов бакалавриата есть возможность учиться на русском языке, то со второго курса обучение ведется исключительно на английском. Швейцарский диплом IMI также дает возможность перевода на любом курсе непосредственно в IMI или в другой европейский университет с идентичной программой.

«Помимо программы швейцарского бакалавриата, у нас существуют дополнительные образовательные программы гостиничного и ресторанного менеджмента, включающие в себя прикладные модули – маркетинг, продажи, бюджетирование, операционный и стратегический менеджмент, закупки и т. д., – отмечает Артем Клыков. – Слушатели уже имеют релевантный опыт работы и хотят получать актуальные знания и овладевать навыками для дальнейшего профессионального развития в индустрии. Специализированные модули разрабатываются для программ корпоративного обучения, популярность которых за последние годы среди компаний, связанных с сервисом и работой с гостями, значительно возросла.  Особая образовательная программа – кулинарное мастерство. Она реализуется совместно с Американской кулинарной федерацией (ACF) в специально оборудованном пространстве, в соответствии с международными отраслевыми стандартами; в рамках этой программы студенты изучают особенности основных региональных кухонь и специфику технологического цикла в гастрономии и пищевом производстве».

«Как потратить. Санкт-Петербург» № 58, февраль-март 2022 г.