Российская мода ищет точки роста

Смогут ли российские бренды воспользоваться шансом на развитие и теми возможностями, которые принес с собой новый виток эпохи перемен
Новые возможности для уже существующих российских брендов сейчас находятся в сфере расширения новых каналов продаж /Razgulyayev x Blagonravova

Приостановка работы крупных международных брендов на российском рынке и уход с него – это, безусловно, время новых возможностей и перспектив для российских брендов. Однако, как констатируют представители отечественной модной индустрии, воспользоваться этими шансами будет непросто. «Растущая себестоимость продукции при падающих реальных доходах населения потребует творческого подхода не только от представителей премиального и среднего сегмента, но и от масс-маркета в том числе»,  – говорит Ольга Шувалова, создатель и руководитель российского бренда женской одежды Estre.

Людмила Разгуляева-Благонравова, создательница и руководитель петербургского обувного бренда Razgulyaev x Blagonravova, формулирует задачу номер один в настоящий момент предельно лаконично – выжить: продажи довольно сильно упали, и компаниям еще только предстоит подстроиться под новые условия рынка.

«Сейчас мы наблюдаем у многих брендов недостаток оборотных средств, для того чтобы обеспечить свои минимальные потребности: затраты на аренду помещений, зарплату сотрудников и так далее, – признает Людмила. – Для того чтобы мы смогли сохранить наши производственные мощности и рабочие места, нам сейчас жизненно необходимы кредитные средства по низким ставкам».

Насколько сейчас подходящий момент для того, чтобы выходить на рынок с новым российским брендом? По мнению Елены Дубровской, креативного директора и сооснователя российского бренда головных уборов UNU Clothing, время для модных стартапов сейчас не самое удачное.

«В существующей ситуации, когда подорожало все, открывать новый бизнес в качестве замены ушедшим западным брендам выглядит не лучшей идеей, – полагает она. – Дело в том, что сейчас подорожание материалов, фурнитуры и прочего еще больше скажется на себестоимости продукции, повысив ее. Кроме того, дадут о себе знать и сложности с логистикой. При этом обязательно найдутся конкуренты с уже работающими, состоявшимися бизнесами из Азии».

/Estre

Новые возможности для уже существующих российских брендов сейчас, на взгляд Елены Дубровской, находятся в сфере расширения новых каналов продаж. «В частности, могут появиться льготные условия работы на маркетплейсах, – отмечает она. – Мы уже не платим за хранение в Ozon, а в некоторых маркетплейсах уже снижены комиссии. Некоторые торговые центры снизили арендные ставки. Если говорить о UNU Clothing, то мы сейчас пытаемся держать уровень цен, рассматриваем новые каналы продаж, в том числе офлайн-точки по льготным условиям».

По мнению Людмилы Разгуляевой-Благонравовой, велика вероятность, что в ближайшей перспективе возрастет роль офлайн-продаж и в стране восстановится проверенная в прошлом система бутиков. «Надеюсь, что у российских брендов появится шанс попасть в хорошие торговые центры, где сейчас освободилось большое количество прекрасных мест, на которые мы раньше и помыслить не могли претендовать, – говорит она. – Думаю, что российские бренды будут объединяться и открывать мультибрендовые бутики на таких площадках».

Каких мер поддержки представители отечественной модной индустрии ждут от государства? По мнению Елены Дубровской,  со стороны правительства реальным шагом навстречу крупным брендам станет льготное кредитование, а для небольших брендов однозначно будут полезны субсидии. «Мы уже получали субсидию от правительства Москвы, и она стала ощутимым подспорьем в развитии», – добавила она.

Любая возможная поддержка от правительства в нынешних условиях важна, отмечают представители индустрии.

«Меры государственной поддержки окажутся как нельзя кстати в вопросах доступности финансирования, трансграничной логистики на азиатском направлении, – отмечает Ольга Шувалова. – Тем не менее главная задача состоит в том, чтобы создать условия для развития производства в России: у нас должны быть и свои ткани, и своя фурнитура, и собственные швейные производства. Это очень непростая и масштабная задача».

/Estre

В настоящий момент Estre решает задачи ближайшей перспективы: бренд ищет замену дорогим и недоступным европейским тканям, чтобы по-прежнему предлагать своим покупателям высокое качество без компромиссов.

Точку зрения коллеги разделяет Людмила Разгуляева-Благонравова. «Очень важно, чтобы правительство нашло эффективный способ наладить коммуникацию между производителями тканей, фурнитуры, аксессуаров и производителями одежды и обуви и сделать ее  открытой и прозрачной», – подчеркивает она.

Людмила Разгуляева-Благонравова обращает внимание на необходимость поиска новых каналов продвижения в связи с блокировкой некоторых привычных соцсетей. «Безусловно, каждый кризис несет в себе возможности, но применительно к нынешней ситуации нам еще предстоит определить, каковы они:  в частности, если раньше практически все российские бренды коммуницировали с клиентами через рекламу в социальных сетях либо используя ресурсы поисковиков, то сейчас эти контакты ограничены и достучаться до клиента стало трудно, – говорит Людмила. – Поэтому ситуация следующая: российских брендов уже довольно много, и они действительно могут обеспечить покупателям достойный выбор и качество, но каким образом выстраивать коммуникацию с аудиторией в новых условиях,  нам еще предстоит разобраться».

/Razgulyayev x Blagonravova

Петербургский премиум-стилист Татьяна Тангирова, глава бюро стиля и имиджа Tangirova Style, уверена, что сегодня особенно важно сохранять оптимизм и выбирать конструктивный подход.

«Сейчас, когда рынок покинули западные бренды, давайте подойдем к ситуации конструктивно и зададим себе вопрос: что мы хотим увидеть в освободившихся бутиках, – предлагает Татьяна Тангирова. – Сегодня – время смелых, время талантливых, время тех, кто искренне любит Россию, и время новых альянсов. Момент требует сейчас не только таланта и творчества, но и дерзости, умения идти на риск. Публика, безусловно, оценит и продуманную, прозрачную и гибкую ценовую политику. Знаю, что некоторые петербургские дизайнеры, среди которых, например, Янис Чамалиди, приняли решение не поднимать цены на свои коллекции, чтобы поддержать и порадовать свою аудиторию. Этот поступок достоин уважения:  так поступает только бренд, за которым стоит миссия».

Татьяна Тангирова сотрудничает с петербургскими дизайнерами уже более десяти лет и внимательно следит за появлением новых имен. «В Петербурге появилось много интереснейших молодых дизайнеров, создающих вдохновляющие и яркие коллекции. Среди них, например, Алексей Шаленый и Роман Шарук, – рассказывает она. – Их коллекции имеют свой код индивидуальности, узнаваемый стиль, необычные миксы тканей, оригинальные детали, великолепный крой. В отношении тканей не стоит зацикливаться на западных поставщиках, великолепные ткани есть и в России, и в странах, которые активно ведут с нами торговлю, – Китае, Индии, Турции. Конечно, легкой эта дорога не будет, но интересной и успешной станет обязательно».

«Как потратить.Санкт-Петербург» № 59, апрель-май 2022 г.