Музыкальный момент

Новая концепция ужинов в ресторане «Европа»: композиции Дайаны Кролл и Рэя Чарльза, высокая гастрономия и королевский сервис
Ужины и праздники в «Гранд Отеле Европа» вошли в ДНК Петербурга, став одной из городских легенд и самостоятельных традиций /Ресторане «Европа»

Традиция праздновать значимые события в ресторане «Европа» сложилась уже в первые годы после открытия отеля и его флагманского гастрономического заведения, принявшего первых посетителей в 1905 году. В числе законодателей этой гедонистической моды был, в частности, Григорий Распутин, умевший и любивший гулять на широкую ногу. Петербургскому историку Игорю Богданову, автору книги «Гранд-отель “Европа” в Санкт-Петербурге», удалось обнаружить подробности ужина Распутина в ресторане «Европа» 13 января 1916 года. Детали визита стали достоянием истории благодаря бдительности агентов наружного наблюдения, сделавших в тот день в своих отчетах такую запись: «На моторе, присланном Боберманом (Абрам Моисеевич, 1-й гильдии купец), Распутин уехал в “Европейскую гостиницу”. Здесь, по видимому, была пирушка, на которой присутствовали: Боберман, Коварский, директор международного банка граф Татищев, прапорщик Хвостов и две какие-то дамы. До двух часов ночи выхода его отсюда наблюдение не видело». Вернулся Распутин домой в 7 часов утра, «совершенно пьяный».

Ужины и праздники в «Гранд Отеле Европа» с тех пор вошли в ДНК Петербурга, став одной из городских легенд и самостоятельных традиций. Меняются времена, но вкус к застольям и встречам в «Европе» не теряет актуальности. Утонченную атмосферу, высокую гастрономию и благородную стать его исторические стены достойно пронесли и сквозь гламурные «ревущие» двадцатые – эпоху ар-деко, джаза и немого кино, – и через аскетичные годы «железного занавеса». Как истинный гранд, отель сохранил и лицо, и лидерство и в турбулентный период перестройки, и в золотую эру нефтяного благополучия.

«Великолепный интерьер в стиле модерн, на крахмальных скатертях мельхиоровые приборы и старинные хрустальные рюмки на бронзовых ножках, а на сцене под огромным витражным панно “Аполлон на колеснице” модные западные мелодии играл потрясающий диксиленд Валентина Колпашникова, – вспоминает эпоху 1960-х годов петербургский писатель Валерий Попов. – Рядом с нами в окружении поклонниц сидели завсегдатаи этого места – знаменитый артист Александринки Николай Симонов или прославленный бас Борис Гмыря. Глядя на этих людей с огромными авторитетом и питейным навыком, мы понимали, что алкоголем вовсе не обязательно губить себя, – можно научиться выпивать достойно. Позже мне показали меню “Европейской” золотой поры, где к каждому блюду рукой замечательного поэта-фронтовика Михаила Дудина была приписана какая-нибудь смешная рифма или каламбур. Частым гостем был здесь и композитор Андрей Петров. Они были старше нас, но компании за столами регулярно перемешивались и начиналось братание. Собирались в “Европейской” люди как творческих, так и технических профессий: инженеры и архитекторы, научные сотрудники и киношники».

Местом силы старейший петербургский отель и его легендарный ресторан остаются и сейчас, когда в центре внимания отеля оказались российские путешественники и сами петербуржцы. Именно им адресована новая изящная концепция ужинов в «Европе», которые ресторан проводит со среды по воскресенье.

Дегустационное меню «Вдохновение» из четырех перемен открывает фирменное блюдо отеля – яичная кашка с трюфельным маслом и икрой осетра, подаваемая в скорлупе. На закуску можно выбрать лангустинов в киноа с крем-брюле из пармезана или фуа-гра с соусом сангрия. Горячее также готовят в двух вариантах: конфи из лосося с велюте из спаржи или филе молочного теленка с пюре из сладкого картофеля с соусом арманьяк. На десерт подают «Перо Жар-птицы», ставшее посвящением балету «Конек-Горбунок»: полусферу с палехскими мотивами из легкого сливочного мусса и конфи из яблок на медовом бисквите.

Украшение вечера – элегантные и теплые эстрадные и джазовые мелодии из репертуара Рэя Чарльза, Дайаны Кролл, Шаде, Энрике Иглесиаса в исполнении обаятельного петербургского дуэта. В зале ресторана лучи света играют красками на потолке из цветной мозаики работы Карла Бренцена и отражаются на благородных стеклах витража «Аполлон на колеснице» по эскизу Леонтия Бенуа. Но разлитый в воздухе характерный аристократизм «Европы» – это не только легендарные интерьеры Карла Маккензена в стиле модерн, но и сервис высочайшего уровня, в буквальном смысле достойный особ королевский кровей. И это не фигура речи, а исторический факт: в 1994 году управляющий ресторана Дмитрий Захарченко лично обслуживал королеву Великобритании Елизавету II на банкете в Мариинском дворце во время ее официального визита в Петербург. Кстати, эта поездка стала не только единственным визитом Елизаветы II в Россию за время ее правления, но и первым визитом главы британской монархии за всю историю российско-английских отношений, восходящих к 1553 году.

«Как потратить.Санкт-Петербург» №59, апрель-май 2022 г.