Маргарита Датская: Лидерский кейс Алексея Мордашова сегодня интереснее кейса Джека Уэлша

Маргарита Датская, президент, идеолог и стратег бизнес-школы АМИ, – о том, какие управленческие модели сегодня наиболее актуальны для бизнеса
Маргарита Датская /Петербургская бизнес-школа АМИ

Петербургская бизнес-школа АМИ, отмечающая в этом году 15-летие, –  один из лидеров российского частного образования в сфере бизнеса. Программы корпоративного обучения фокусируются на  изучении и анализе актуальных управленческих стратегий. Здесь учат тому, как создавать, восстанавливать, развивать и обновлять бизнес-модели компаний. Ноу-хау авторских методик АМИ – органичное соединение экономических дисциплин и знаний в области психологии. В интервью «Ведомости. Как потратить» Маргарита Датская рассказала о том, какие модели управления демонстрируют максимальную эффективность, какие лидеры нужны современному бизнесу в новых условиях и каким образом бизнес-образование помогает стать лидером, который не пасует перед вызовами хрупкого нестабильного мира.

- Что изменилось для бизнес-школы в новой ситуации, что стало актуальным?

- Что греха таить, 8 книг по менеджменту из 10 произведены в одной и той же стране – США, этого не изменить. Но школа АМИ из-за своего нестандартного сетевого подхода получила преимущество: у нас огромное количество прямых контактов с преподавателями, а не с учебными заведениями. Учебные заведения и очень многие структуры занимают известную позицию, а вот люди – нет. Мы были очень рады, что наше преподавательское сообщество единодушно готово продолжать с нами работать и оказывать поддержку. Переориентация страны на Восток ставит перед всеми учебными заведениями большой вопрос: а что мы знаем про этот Восток? Прямо скажем: немного. А значит, придется озаботиться задачей и узнать больше про Индию и Китай.

- Вы уже ставите себе такую задачу?

- Пока пытаемся через партнерскую сеть выйти на качественных партнеров в Китае. Для нас очень важно, чтобы это были люди, которые идеологически с нами совпадают, люди с умным, конструктивным, самостоятельным взглядом. Мы все заточены под Запад, много лет у него учились. Мы их ругаем за то, что они ничего не знают, но мы тоже, очевидно, знаем только одну часть вселенной. Наша цель сейчас состоит в том, чтобы построить новый интеллектуальный мост.

- Вы рассматриваете возможность партнерства со странами Востока в сфере образования?

- Да, мы хотели бы расширить свою партнерскую сеть. Мы уже давно и глубоко изучаем все, от Скандинавии до США, у нас преподаватели из Ирландии, Бельгии, Голландии, Швеции, Дании. То, что сетка сейчас продолжает это сотрудничество, показывает, что эта дружба существует не в нашем воображении, а в реальности. Сегодня мы думаем о расширении за счет таких же людей, у которых есть опыт последних 20 лет по превращению одного типа экономики в другой, таких же креативных, как наши компании.

- А какие бенчмарки на нашем рынке вы можете посоветовать? За кем стоит наблюдать сейчас?

- В последние годы, разбирая кейсы про лидерство, я говорю не про Джека Уэлша, а про Алексея Мордашова. Когда хочу сказать про какие-то инновации, говорю про Германа Грефа и Олега Тинькова. Мы немножко грешим таким вечным поиском отца небесного где-то. А если посмотреть на людей, которые на наших глазах творят историю, то мы понимаем, что они очень смелые и есть чему у них поучиться.

- Изменился ли каким-то образом спрос на ваши услуги?

- Я надеюсь, что еще рано об этом говорить. Конечно, у нас опасения, как у всех. К счастью, мы небольшая школа, и для нас очень важно не делать маленькие проекты, наши контракты были подписаны еще полгода назад. Что будет с осени, трудно сказать, придется подождать. Но люди так устроены, даже во время Великой Отечественной войны приспосабливались, ориентировались и жили, рожали детей. Надеемся, что все успокоятся эмоционально. Умные компании, наоборот, чтобы снизить тревожность в ситуации неопределенности, хотят занять людей чем-то полезным. Если ты не до конца знаешь, чем их занять, конечно, лучше использовать обучение, что подтвердил и 2008 год в свое время, и 2011-й тем же удивил. Мы думали – все, а оказалось – нет.

- Вы используете только западные методики в обучении?

- Нет, у нас есть свои методики. Мы выходцы из Стокгольмской школы, я еще до этого работала в скандинавских проектах, все про это знаю. Но такой подход надоедает: одно и то же. Сила рождает и слабость, западные подходы алгоритмизированы, они не дают человеку конкретного способа быть гибким. То есть ты либо гибкий, либо по алгоритму. Наблюдая за нашими клиентами и слушателями на протяжении многих лет, мы видим, как они учатся, перенимают многое друг у друга. Есть какие-то открытия, которые компании делают. Мы единственная школа в стране, которая основана психологами и занимается экономикой и бизнесом! 20 лет назад слово «психолог» в бизнесе было почти ругательное. Но если вы посмотрите на все исследования образования в будущем, они говорят о новых навыках: эмпатии, эмоциональном интеллекте, критическом мышлении, сотрудничестве. И сразу становится понятно, почему так важна психология. Что дал 25-летний опыт в образовании? Он показал, что, какие бы знания и модели вы ни дали человеку, они все равно проходят через его личность. От этого родился наш слоган, с которым мы перестроили всю программу: «Важно не то, что ты знаешь, а что умеешь и делаешь». Умеешь и делаешь – вот критерий.

«Как потратить.Санкт-Петербург» №60, июнь-август 2022 г.