Искусство творить чудеса

Новое шоу Феликса Михайлова «Тело/Душа. Жизнь как чудо» в «Ленинград Центре» – о чудесах, которые можно делать своими руками
Шоу Феликса Михайлова «Тело/Душа. Жизнь как чудо» /«Ленинград Центр»

Как учит нас мудрый Альберт Эйнштейн, есть два способа прожить свою жизнь: первый – как будто чудес не существует, и альтернативный – как будто все чудо. Именно со второй позиции подходит к созданию своих постановок Феликс Михайлов, бессменный художественный руководитель и режиссер «Ленинград Центра». Новое шоу «Тело/Душа. Жизнь как чудо», премьера которого состоялась 16 июня, стала путешествием в мир великих художников, каждый из которых  вдохновенно творит чудеса и создает свои собственные Вселенные.

«Для нас важно погрузить зрителя в мир чудес, который возникает в голове художника в момент творчества. Но говорить об этом мы хотим с иронией и любовью! Мы будем рассказывать историю любви двух художников – мужчины и женщины!»

«Для нас важно погрузить зрителя в тот мир, который возникает в голове художника в момент творчества. Показать, как создаются чудеса. Со зрителем мы говорим с легкой улыбкой, и, конечно, как и в искусстве, триггером всех событий становится любовь  мужчины и женщины!» – говорит Феликс Михайлов.

Режиссер легко и непринужденно жонглирует жанрами, стилями и узнаваемыми художественными образами и фигурами великих живописцев. Только представьте себе, какую безумную и головокружительно прекрасную совместную вечеринку могли бы закатить король эпатажа Сальвадор Дали и гений поп-арта Кит Харинг! Вместе с героями шоу мы посетим этот праздник жизни, а затем послушаем, как Александр Вертинский поет свои трогательные романсы в дуэте с Анри Тулуз-Лотреком, и пофантазируем о том, как отлично смогли бы поладить Фрида Кало и Рене Магритт и какую феерическую вечеринку устроить.

Эль Греко и Бэнкси, Фрида Кало и Энди Уорхол, и вкупе с ними Коко Шанель и Жан-Люк Годар – стремительный и яркий калейдоскоп форм, цветов, идей и мотивов наполняет смыслами главную идею шоу, позволяя каждому зрителю ощутить жизнь как чудо. Зрители окажутся ночью в мастерской художника или на тренировке в спортзале, которая неожиданно трансформируется в парафраз одной из годаровских короткометражек, и станут гостями светского раута по случаю открытия художественной выставки.

В новом шоу Феликс Михайлов сознательно отказался от сложносочиненных конструкций и драматичных поворотов сюжета. «Мне кажется, что сейчас людям и так непросто ориентироваться в том, что происходит вокруг: и наше мироощущение, и само мироустройство меняется во всех смыслах – и в психологическом, и в эмоциональном, и в физическом. И если мы говорим о теле и душе, то, конечно, вкладываем в этот разговор и легкость, и любовь, и радость жизни».

Не легкомысленное, но легкое и оптимистичное отношение к жизни помогает пройти сквозь сложные времена, радуясь жизни в ее многочисленных проявлениях. «Человек не должен впадать в параноидальные проявления себя при всей сложности происходящих событий окружающего мира, – продолжает режиссер. – Поэтому, на мой взгляд, главное сейчас – любовь и жизнелюбие, и еще  то, что ты сам своими руками можешь сотворить чудо. Ведь все что видит зритель на нашей сцены возникает внутри нашего коллектива, в роли постановщиков номеров выступают многое ребята из труппы театра.  В других наших шоу мы больше касались кинематографа и литературы, а сейчас именно изобразительное искусство подарило нам мотивы для историй, которые мы расскажем».

Постановка погружает зрителя в мир чудес, который возникает в голове художника в момент творчества, и рассказывает о любви двух художников – мужчины и женщины, причем с иронией и любовью.

В числе главных интриг премьеры – полная трансформация пространства. Сцена вливается в зрительный зал, как океанский прилив, придавая шоу новую глубину и перспективу. По количеству мест большая сцена превратится в малую, и это создаст еще более сильный эффект погружения в спектакль. Зритель ощутит себя внутри действа, будет ощущать пульс и дыхание шоу на расстоянии буквально вытянутой руки. Огромная античная голова станет поверхностью для мэппинга, красок визуальному пиршеству добавят коллекции Татьяны Парфеновой и Юлии Далакян, сошедшие прямиком с модных подиумов.

И дальше вступит в силу фирменный почерк Феликса Михайлова: наслоение смыслов и невероятная насыщенность действия, когда в одну единицу времени параллельно происходит много разных событий. «В этот раз мы решили использовать художественный прием игры с перспективой, который хорошо известен в искусстве, когда необычная скульптура или арт-объект меняет свои очертания в зависимости от угла зрения, – рассказывает режиссер. – И в новом шоу я хочу попытаться разложить в плоскостях какие-то истории, картины, дав зрителю возможность проследить взглядом всю цепочку развития сюжета, новую перспективу смотрения».

Хореографические номера для шоу создают хореографы Олег Хмелев, лауреат «Золотой маски» Ксения Михеева, цирковые номера готовит обладатель серебряной медали фестиваля в Париже «Цирк завтрашнего дня» Алексей Ишмаев. Эквилибр и воздушная акробатика, хип-хоп и frame up, кукольный театр и эксцентрика, фокусы, вокал и pole dance – все смешается с экспериментальными направлениями танца! Приглашенными гостями станут звезды фламенко Степан и Наталья Прибытко, финалисты обоих сезонов танцевального проекта на Первом канале «Dance революция».

«Как потратить.Санкт-Петербург» №60, июнь-август 2022 г.