Власти Петербурга инициировали создание Национального рейтинга ресторанов

Его хотят сформировать по аналогии с гидом «Мишлен», но кто выступит спонсором проекта – пока неизвестно
В 2019 г. была утверждена Стратегия развития туризма в России до 2035 г., в которую входит и гастрономический туризм /Freepik

Власти Санкт-Петербурга выступили с инициативой создать в России Национальный рейтинг ресторанов. Об этом «Ведомостям» сообщила заместитель председателя городского комитета по развитию туризма Нана Гвичия в кулуарах гастрономического фестиваля ресторанного рынка Megustro, который проходит в Северной столице 4-6 октября.

«Инициатором выступает Санкт-Петербург. Инициатива озвучена на уровне Ростуризма. Чтобы это был национальный рейтинг, инициатива должна быть поддержана руководством страны», — рассказала она.

Гвичия напомнила, что в 2019 г. была утверждена Стратегия развития туризма в России до 2035 г. В том числе она включает развитие новых видов туризма на базе имеющейся инфраструктуры, куда входит и гастрономический туризм. «В рамках этой концепции и рассматривается создание Национального рейтинга ресторанов», — отметила она.

Федеральные органы власти совместно с инициативной рабочей группой должны создать критерии отбора ресторанных заведений, которые станут едиными для всей страны. Гвичия отметила, что российский Национальный рейтинг ресторанов может быть создан по модели, схожей с красным гидом «Мишлен» (одним из самых известных и влиятельных ресторанных рейтингов мира). Финансировать создание и проведение рейтингов должны представители «нейтрального» бизнеса, далекого от гастрономического рынка (как в ситуации с производителем шин Michelin). Власти города со своей стороны готовы финансировать продвижение Национального рейтинга, подчеркнула Гвичия.

Она затруднилась назвать, кто именно из российских компаний мог бы выступить спонсором проекта, отметив только, что похожие примеры в гастрономической отрасли уже есть. В прошлом году «Газпром Арена» и Diamond Club объявили о планах вручить 9 декабря 2022 г. первую Российскую гастрономическую премию. «Премия, которую запустила «Газпром арена», наверное, имеет шансы на то, чтобы рассматриваться как национальная. И если «Газпром арена» поддержит такую историю в Петербурге, то мы могли бы отдать им эту прерогативу. Они не берут деньги с ресторанов. Но тогда критерии и рейтинги должны быть разработаны представителями власти и общественными организациями», — подчеркнула она.

По словам первого заместителя председателя городского комитета по внешним связям Сергея Маркова, в ближайшие несколько месяцев должна быть определена рабочая группа, которая проработает детали проекта, а также компания, которая будет его финансировать. После этого начнется бюджетирование процесса и формирование команды рейтинга. Чиновник затруднился назвать, в какую сумму может оцениваться создание и ежегодное проведение такого рейтинга.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты в сфере ресторанного бизнеса также не смогли даже примерно оценить необходимый уровень годового бюджета. По словам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Владимира Баканова на данном этапе лишь понятно, на что именно должно идти финансирование. «Рабочей группе предстоит рассчитать минимальные потребности для старта рейтинга, чтобы сделать первичную идентификацию, разработать методику. Для проекта нужна будет цифровая платформа», — отметил он, добавив, что дальше предстоит отобрать людей, которые могут работать инспекторами. Ежегодные расходы в том числе будут включать оплату работы инспекторов, командировочных, чеков в ресторанах и др.

«Как всегда в любом бизнес-плане будет пессимистичный и оптимистичный прогнозы и какой-то средний, который будет говорить о каких-то цифрах. Это не просто миллионы, это десятки миллионов, чтобы это сделать», — отметил Баканов.

По мнению учредителя и издателя журнала «Ресторановед» Александра Маркова, на первом этапе будет достаточно привлечь 5-6 инспекторов, которые смогут оценить рестораны в городах миллионниках. Кроме того, в гид должны войти региональные центры, которые являются точками притяжения туристов. «Если мы говорим о ближайших городах, это Великий Новгород, Псков, которые имеют устойчивые турпотоки и хороший уровень ресторанного бизнеса. Это Кавказ и т.д.», — говорит Марков. Но в первую очередь рейтинг должен включать заведения Москвы и Петербурга.

В то же время сами рестораторы неоднозначно оценивают инициативу властей. Генеральный менеджер Managment Company, управляющей брендами «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максим Кораблев-Дайсон считает, что Национальный рейтинг ресторанов в целом нужный проект, но делать рейтинг ради рейтинга не имеет смысла. Проект окажется успешным, если он будет соответствовать современным реалиям и потребностям самих посетителей. Кроме того, пока нет понимания, кто и по каким критериям должен проводить отбор. С точки зрения органов власти критерии могут быть одни, а с точки зрения посетителей – другие. «Объективной оценки не существует в принципе, так как люди оценивают людей», — подчеркнул он.