Чайная церемония: парфюмерные композиции, вдохновленные древним напитком

Как чайная церемония превращается в парфюмерные ритуалы, преодолевающие пространство и время
В мире парфюмерии чайные ноты оказались относительно недавно

Напиток из листьев чайного куста подарили миру китайцы. Его аромат знаком человечеству с древнейших времен, однако в мире парфюмерии чайные ноты оказались относительно недавно.

Пальму первенства знатоки склонны присудить французу Жан-Клоду Эллена, создавшему в 1993 году композицию Bvlgari Au The Vert – первый аромат в истории дома Bvlgari. Дебютант стал бестселлером, и сегодня он звучит во многих фешенебельных отелях по всему миру.

В нашей подборке мы собрали десять удивительных ольфакторных вариаций на чайную тему. Это истории любви и воспоминания детства, размышления и вдохновение, путешествия в далекие края и к самим себе и еще остановки на этом пути, чтобы собраться с силами и свериться с маршрутом.

Жан-Клоду Эллена вдохновение подарил легкий и деликатный аромат японского зеленого чая. В парфюмерном шедевре нашли воплощение и характерная для напитка прозрачность и терпкость: композиция открывается аккордами свежего итальянского бергамота с толикой островатого черного перца. С легкой руки Эллена чайная тема пришла в мир парфюмерии, освоилась и стала органичной частью этой вселенной.

Для самого парфюмера обращение к чайной теме не осталось единственным. Идея создания обольстительного и жизнерадостного аромата Osmanthe Yunnan, вошедшего в 2005 году в коллекцию Hermessence парфюмерного дома Hermes, родилась у Жан-Клода Эллена однажды ноябрьским днем во время путешествия по Китаю.

«Во время осмотра Запретного города в Пекине я ощутил изысканный аромат, который привел меня к императорскому дворцу, где цвели османтусы, – вспоминал впоследствии Эллена. – Эти совсем еще маленькие цветы источали в ноябре яркий аромат абрикоса и фрезии. В моем воображении этот запах соединился с чаем из Юньнани, самой прекрасной провинции Китая».

В восхитительной композиции изящно вальсируют ноты юньнаньского чая и османтуса, апельсина и белой фрезии, кожи и абрикоса. Этот завораживающий танец безупречен.

В парфюмерной композиции The Time итальянского бренда The House of Oud чайная церемония медитативна и созерцательна. Это драгоценное время для неспешного внутреннего диалога с самим собой, драгоценные моменты, которые вы посвящаете только себе. В какой бы точке земного шара вы ни находились, в любое время суток этот аромат дарит возможность остановить время и совершить паломничество в свой внутренний мир. Глубокий вдох – и вас принимают в свои согревающие объятия ноты бергамота, голубой ромашки и теплой древесины. Композиция раскрывается умиротворяющими аккордами голубого чая, ириса и вербены. В шлейфе – квартет оттенков кедра, мускуса, амбры и черного чая.

Утренний чай на двоих – это символ счастливого супружества парфюмера Яна Вильгельма Альгрена, создателя американского бренда Vilhelm Parfumerie, и его жены Полли, именем которой и назван аромат. Парфюмерная вода Dear Polly – заключенная во флакон история любви и трогательная традиция любящей пары. Композиция вобрала в себя лучи утреннего солнца и разлитый в прохладном еще воздухе аромат черного чая, заваренного именно так, как любит Полли. Чувственный мускус пробуждает желание, медленно и нежно тая на коже, а черная амбра поддерживает огонь.

Зеленый жасминовый чай в дуэте с дымным лапсанг сушонгом – такую затейливую историю сочинили для нас авторы знаменитого аромата Matsukita, названного именем японской принцессы. Британский парфюмерный дом Clive Christian впервые выпустил композицию в 1892 году. Она стала парфюмерной одой в честь благородной, грациозной и таинственной японки. Спустя более чем столетие аромат Matsukita был воссоздан, а история загадочной принцессы получила второе рождение.

Чайный дуэт –  чарующая метафора японской концепции женственности, в которой непостижимым образом соединяются нежность и стальная воля, деликатность и несгибаемая сила характера. Китайский императорский жасмин и копченый лапсанг сушонг ведут диалог на равных с первых аккордов звучания композиции. Шлейф подобен роскошной королевской мантии, сотканной из нот бархатного мускуса, амбры и теплых древесных нот.

Предпочитаете чай с молоком и специями? Вам на радость создана композиция Etra Etro. Даже если вы неделю не видели солнца, а за окном классическое петербургское утро удивляет вас невиданными до сих пор оттенками серого, обонятельные рецепторы вернут вас к жизни и восстановят поникший тонус. Цейлонская корица и эссенция розы, сердцевидный перец чили и бурбонская герань – и вот вы вновь полны энергии и оптимизма. Сандаловое дерево майсур в дуэте с молочным аккордом уравновесят эмоциональный баланс, а амбра и мох в базе укрепят ощущение твердой почвы под ногами. Идеальный камертон для петербургской осени.

Французский парфюмерный бренд Floraïku соткан из бесконечного  восхищения, которое его создатели, Клара и Джон Моллой, испытывают к японской культуре. Очень органичной для концепции бренда стала коллекция ароматов «О ча», посвященная древнему искусству заваривания чая и секретным сортам чайных листьев и специй.  Почему бы не начать знакомство с ней с аромата I am coming home? В белоснежном флаконе заключена гармония, которую дает ни с чем не сравнимое ощущение родных стен. Имбирное масло, белый чай и масло кардамона – в этом трио все ноты звучат в унисон, и в этом доме всегда горит очаг, свежезаваренный чай горяч. Здесь вам неизменно рады и ждут вашего возвращения. Каждому аромату Floraïku Клара Моллой посвящает хайку собственного сочинения. Стихотворение, посвященное I am coming home, звучит так:

«Огни мерцают вдали

Сегодня вечером

Я возвращаюсь домой».

Композиция Champaca британского парфюмерного дома Ormonde Jayne – заманчивая перспектива отправиться в Индию. Этот вояж не из тех, где неискушенному путешественнику дурманит разум и кружит голову свистопляска цветов, вкусов и красок. Это паломничество в самое сердце индийской культуры. В сердце аромата абсолю душистого цветка чампака, особого вида магнолии, который считается священным в долине Инда. Переливы сливочно-цветочных нот обволакивают и окутывают негой. Антураж – тонкие оттенки зеленого чая и риса басмати, согретые аккордами нероли в союзе со свежей зеленью бамбука. В шлейфе – завораживающий и пленительный союз мирры и мускуса.

Яркая ольфакторная картинка дачного лета – чай из самовара на веранде с кружевными занавесками, аромат еловых шишек смешивается с разжигающими аппетит нотами черносмородиновых листьев, лесных ягод и пирога с корицей. Удивительным образом это знакомое с детства воспоминание возвращает нам парфюмерный дом Maison Crivelli в композиции Bois Datchai. Лето на природе в окружении хвойного леса, вкус пряного дымного черного чая контрастирует с терпкостью ежевики. В воздухе витают ароматы черной смородины, смешиваясь с пряными аккордами корицы и пачули. А еще это мир волшебных сказок про лесных фей и гномов, которые всегда заканчиваются хорошо.

Черный чай с корицей, медом и мускатным орехом – этот рецепт звучит как целительное снадобье от всех недугов, как физических, так и душевных. Пряная композиция туалетной воды Mesmerising Oudh Accord & Gold британского бренда Molton Brown не из бахвальства имеет в своем названии слово «завораживающая»: это и впрямь эликсир с гипнотическими свойствами. Ради создания этого парфюмерного шедевра были заключены неожиданные и удивительные альянсы: черный чай выступает в союзе с элеми и миррой, а бергамот и ветивер отдали уду и меду свои руку и сердце. В лесу из мира фэнтези мечты имеют свойство сбываться. Главное – не сбиваться с дороги и правильно формулировать желания.

«Как потратить.Санкт-Петербург» №61, октябрь-ноябрь 2022 г.