В поисках Бэнкси: новая выставка в «Севкабеле»

Кураторы тотальной инсталляции превратили выставку в настоящий квест по мотивам творчества гениального художника-провокатора
Выставка проходит с 25 ноября по 14 мая /https://sevcableport.ru/

«Найти Бэнкси» – название выставки в «Севкабеле» выстроено в стиле самого художника: во-первых, здесь представлены только копии работ одного из самых дорогих создателей актуального искусства, поэтому непосредственно Бэнкси вы тут не найдете. Во-вторых, организаторы тотальной инсталляции предлагают каждому составить собственное впечатление о творчестве Бэнкси. Для этого у нас есть 150 картин, 12 полноразмерных скульптур и более 30 реалистично воспроизведенных стен с граффити, размеры которых соответствуют оригиналам. Анонимный куратор выставки Антон рассказал, что, поскольку смысл работ Бэнкси не всегда очевиден, создатели выставки предлагают самостоятельно задуматься о вопросах, которые ставит художник.

Идея – это движущая сила современного искусства в целом. Справедлив этот тезис и для Бэнкси, одного из его флагманов. Для понимания современного искусства крайне важен контекст, а в отношении работ Бэнкси контекст важен вдвойне. Для того, чтобы синхронизироваться с его работами, необходимо – помимо чувства юмора – иметь представление о мировых социальных и политических процессах. В этом смысле  выставку грамотно разделили на несколько тематических зон: «общество потребления», «социальное неравенство», «эпоха контроля», «защита окружающей среды», «будущее для потомков».

Оригиналы некоторых выставочных работ уже не существуют. Они, как мандалы буддийских монахов: были разрушены почти сразу по завершении работы над ними. Правда, в случае с Бэнкси, произведение уничтожается чаще всего без участия автора. Современное искусство прекрасно в моменте и подчас слишком быстро теряет свою актуальность. Помните одну из недавних работ Бэнкси — вагон лондонского метро с нарисованными крысами, одна из которых путается в маске, другая использует ее как парашют, третья чихает, испуская зеленый аэрозоль, а четвертая держит в лапах аэрозоль с санитайзером. Эта акция 2020 года сегодня уже воспринимается как часть истории.

Бэнкси, работы которого стоят подчас астрономических денег, словно издевается над их потенциальными покупателями. Вспоминается картина с примитивно изображенным человечком, который в изумлении показывает на ее ценник в 10 000 фунтов стерлингов со словами «you've got to be kidding?» (Ты меня разыгрываешь?) Но самой нашумевшей стала история, которая произошла в 2018 году на аукционе Sothebys c картиной «Девочка с воздушным шаром». После того, как произведение было продано за 1 042 000 фунтов, часть картины выпала из золотой рамы и самоуничтожилась. Говорят, Бэнкси подозревал, что ее могут продавать на аукционе и встроил внутрь картины шредер, который сработал в нужный момент. Картина уничтожилась не до конца и по требованию художника получила новое название «Любовь в мусорном баке», причем в результате произошедшего только в несколько раз выросла в цене. Очередная провокация Бэнкси вновь удалась. Мы убедились в том, что общество сегодня готово платить, скорее, за идею, чем за мастерство. Стоит вспомнить Джоконду Бэнкси со смайликом вместо лица, автопортрет Рембрандта с дорисованными мультяшными глазами или переделанную им картину Моне – вид на японский мостик в его водном саду в Живерни. Бэнкси добавил в сюжет картины тележки для покупок, которые разрушают весь романтический вид. Новое произведение получило название «Покажи мне Моне».

Если вспомнить слоган художника, который изображен на одной из его работ, – If Graffiti Changed Anything – It Would be Illegal (Если граффити что-то изменит – это будет незаконно), то возникает мысль о том, что, возможно, время искусства, основной движущей силой которого является некая идея или протестная реакция, завершается. И вскоре вместо граффити и трафаретов вновь станут ценить мастерство, которое меняет человека пусть не стремительно, но надежно.