«Треугольник печали»: тест на человечность

В Петербурге вышел в прокат новый фильм Рубена Эстлунда «Треугольник печали», обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 2022 года
Фразеологизм «треугольник печали» пришел в наш лексикон из мира моды. В модельном бизнесе так называют зону  межбровной  морщинки /«Треугольник печали»

Фразеологизм «треугольник печали» пришел в наш лексикон из мира моды. В модельном бизнесе так называют зону межбровной  морщинки. В самом начале  киноленты Рубена Эстлунда «Треугольник печали», которая вышла в прокат в кинотеатрах Петербурга, эту зону предлагают расслабить одному из главных героев фильма, Карлу. Мы знакомимся с ним в тот момент, когда Карл проходит кастинг на право рекламировать бренды одежды. Balenciaga — бренд статусный и дорогой. Съемочной группе требуется волевое и суровое лицо. Демократичный и дешевый H & M, напротив, хотел бы видеть в своих компаниях легкость, расслабленность и непринужденную улыбку. Режиссер словно издевается над штампами, которые с корнями вросли в нашу реальность. Это своебразная увертюра к картине: возможность со стороны понаблюдать за стереотипами, в которых многие из нас погрязли с головой. Посмеявшись над собой, мы сможем сделать шаг в сторону их преодоления. 

Далее история трансформируется в трагикомедию, а термин «треугольник печали» превращается в странный любовный треугольник, обретая новое значение. Новый фильм Рубена Эстлунда, удостоенный в нынешнем году «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале этого года, делится на три части. В первой, которая называется «Карл и Яя», мы знакомимся с главными героями картины, моделями и инфлюэнсерами, которые рекламируют в социальных сетях продукцию самого разного толка. Между ними происходит комичная ссора из-за того, кто должен платить за ужин в ресторане. Споры и перепалки вокруг гендерной темы — отличительная черта нового времени.

Часть номер два: «Яхта», в которой  Карл и Яя перестают быть главными героями, растворяясь среди участников путешествия на роскошном фешенебельном лайнере. Яя и Карл получили эту поездку по бартеру, а все остальные путевку приобрели. Публика на корабле собралась сплошь состоятельная, однако при этом крайне разношерстная. Перед нами своеобразный «Ноев ковчег», однако каждой «твари» здесь совсем не «по паре». Например, русский «торговец дерьмом» — именно так отрекомендовал он себя во время знакомства — с женой и любовницей. Речь, однако, вовсе не о наркотиках, как можно подумать в первый момент. В 1980-е годы он был председателем совхоза, а после развала СССР приватизировал завод и разбогател.  

Среди пассажиров круиза есть и колоритная пожилая пара из Великобритании, история которых иллюстрирует тезис о том, что внешность обманчива: эти «божьи одуванчики», как выяснится позже, торгуют ручными  гранатами. На лайнере путешествуют женщина-инвалид из Германии со своим мужем, одинокий и очень богатый кодер из Швеции, всю дорогу безуспешно пытающийся закадрить себе подружку. Команда лайнера — технический персонал,  вышколенная обслуга, ожидающая щедрые чаевые, и капитан корабля — марксист в состоянии перманентного запоя в исполнении Вуди Харрельсона. Это он выберет самый неудачный четверг для капитанского ужина. И дело тут не только в том, что разразится сильный шторм. Здесь будет уместна сакраментальная фраза из Даниила Хармса: «нас всех тошнит». Перед нами трагикомический апокалипсис: вечерние наряды, изысканные деликатесы и неспокойный ход лайнера; бизнесмен из России и нетрезвый марксист-капитан закрываются в капитанской рубке и начинают по громкой связи критиковать капитализм, приправляя свою речь цитатами из Ленина и Маркса. А тем временем лощеные светские персонажи превращаются в несчастных людей, запертых на лайнере, словно в ловушке, не в состоянии справиться с тошнотой и безумной качкой.

Третья, финальная часть фильма называется «Остров». Обитаемый он или нет, мы узнаем только в самом конце картины. Опущу подробности кораблекрушения, но суть в том, что власть сменилась, и чисто физически выжить в этих условиях оказалась способна только менеджер по клинингу: «кто был никем, тот станет всем». Однако Эстлунд не так-то прост. Когда бедняки получают власть, они только в сказках становятся справедливыми и благородными. А в жизни они идут напролом и начинают устанавливать свою справедливость. И она, как вы понимаете, весьма субъективна. В фильме «Треугольник печали» каждый из выживших после кораблекрушения проходит свой тест на человечность. Пройти его Эстлунд предлагает и зрителю: в этой картине открытый финал, и каждый из тех, кто смотрит это кино, вправе решить, как поступит тот или иной герой. А ваше решение может кое-что рассказать и о вас. 

«Треугольник печали» — изящный, умный и тонкий взгляд со стороны на человечество. В своем предыдущем фильме, тоже с «геометрическим» названием,  «Квадрат»,  Эстлунд посмеялся над современным искусством — эта картина также получила золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля (в 2017 году), а главный герой еще одного его фильма «Форс-мажор» (2014), убегая от лавины во французских Альпах, спасает любимый айфон, но ухитряется забыть там своих детей. Рассматривая через призму кинематографа человеческую природу, режиссер умеет избежать нравоучительного тона. Его картины — это зеркала и все зависит от нашей готовности и смелости в них заглянуть. Только не надо при этом напрягать «треугольник печали» — просто расслабьтесь и улыбнитесь.