В Восточном павильоне Михайловского замка проходит выставка моделей советских автомобилей
В экспозицию вошли полсотни советских педальных машин из коллекции Вадима КунинаПервый педальный автомобиль, оранжевый «Москвич», четырехлетнему Вадиму подарили на день рождения родители. Спустя пару десятков лет, практически случайно натолкнувшись на любимую игрушку в дачном гараже, Вадим, охваченный ностальгическими воспоминаниями, решил отреставрировать машинку. Этот «Москвич» стал родоначальником редкой коллекции советских педальных автомобилей, которая выставлена сегодня в двух залах Государственного Русского музея.
Медик по профессии, Вадим внезапно обнаружил в себе страсть не только к починке и реставрации человеческого организма, но и винтажных детских авто, связанных для него с трогательными воспоминаниями о детстве. Сегодня в коллекции Вадима более пятидесяти авто, среди которых «ГАЗ М1» Горьковского педального автомобильного завода им. Молотова, «Ракета» Ленинградского северного завода, «Львовянка ДА4М» и «Стрела» Львовского завода автопогрузчиков, «МИР» завода им. В.В. Куйбышева в Петропавловске (Казахстан), «Москвичи» различных серий Московского автомобильного завода им. Ленинского комсомола (АЗЛК), «Стрела» а также «Педальные кони» Омского производственного объединения «Полет» и детские педальные мини-мотороллеры «Крошка» завода им. В.В. Куйбышева в Петропавловске (Казахстан).
Как автомобильная коллекция оказалась в музейных залах и чем такая экспозиция интересна Русскому музею? «Мне очень интересна эта выставка с точки зрения дизайна: артефакты, так или иначе связанные с промышленностью, в наших залах – редкость, а это между тем интереснейший срез, – отмечает Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея. – В коллекции Вадима Кунина есть все: и мечта о времени, и образ времени, и дизайн времени. Мы можем следить за развитием дизайнерской и конструкторской мысли в советском автопроме еще с тех времен, когда само понятие дизайн еще не вошло в наш обиход».
За каждой машинкой стоят не только чьи-то счастливые детские воспоминания, но и история страны, а также настроение времени, отраженное в дизайне. Ретроспектива советского детского автопрома позволяет проследить, как вставало на ноги отечественное автомобилестроение, как зарождались новые формы, подчас предвосхищавшие свое время. Самый эффектный и удивительный пример в этом отношении – педальная «Ракета», которую выпускали на Ленинградском северном заводе с 1958 по 1965 год. В очертаниях этой машинки мы узнаем контуры будущих ракет, а между тем первая партия этих детских автомобилей увидела свет за три года до полета в космос Юрия Гагарина.
Детские педальные автомобили выпускали в основном те же заводы, где производились обычные автомобили. Детский автопром был призван готовить юное поколение ко взрослой жизни, и это касалось не только изучения правил дорожного движения. Например, один из способов рассказать детям о строительстве и значении Байкало-Амурской магистрали – выпустить серию педальных грузовичков.
Самые раритетные и ценные экземпляры коллекции – это «ветераны» движения: великолепно отреставрированный и стильный, как испанский гранд «ГАЗ М1» 1930-х годов Горьковского педального автомобильного завода им. Молотова, а также покрытый ржавчиной ЗИС со скошенной задней частью кузова, выпущенный на заводе им. Сталина в 1930-х годах.
«Насколько мне известно, ЗИС – единственный сохранившийся экземпляр этой серии; такого больше ни у кого нет, – делится Вадим Кунин. – Особенно важно, что машина сохранилась в своем оригинальном виде и не подвергалась реставрации».
В машинках 1930-х годов можно услышать отзвуки конструктивизма; эффектные фары и блестящие обводы более поздних моделей рождают ассоциации с миром кинематографа
– как советского, так и западного. Автомобили 1950-60-х годов демонстрируют так называемый «современный стиль», графичный, лаконичный и основанный на новейшей дизайнерской мысли. Не менее интересны и более демократичные пластмассовые модели 1970-х годов. Импровизированный музейный автопарк интересен как возможность вновь войти в мир своего детства или рассказать о нем предметно уже своим собственным детям. Могут ли такие выставки стать в некоторой степени вдохновением для тех, кто сегодня занимается импортозамещением в российском автомобилестроении? Отчасти.
«Во всяком случае, стоит вспомнить о том, что многие из лучших советских автомобилей были созданы в суровых и сложных условиях, и тем не менее, как мы видим, конструкторы находили возможность создавать остроактуальные и надежные машины», – отметил Александр Боровский.
Выставка будет открыта до 22 января.