В Восточном павильоне Михайловского замка проходит выставка моделей советских автомобилей

В экспозицию вошли полсотни советских педальных машин из коллекции Вадима Кунина
За каждой машинкой стоят не только чьи-то счастливые детские воспоминания, но и история страны /Из личного архива

Первый педальный автомобиль, оранжевый «Москвич», четырехлетнему Вадиму подарили на день рождения родители. Спустя пару десятков лет, практически случайно натолкнувшись на любимую игрушку в дачном гараже, Вадим, охваченный ностальгическими воспоминаниями, решил отреставрировать машинку. Этот «Москвич» стал родоначальником редкой коллекции советских педальных автомобилей, которая выставлена сегодня в двух залах Государственного Русского музея.

Медик по профессии, Вадим внезапно обнаружил в себе страсть не только к починке и реставрации человеческого организма, но и винтажных детских авто, связанных для него с трогательными воспоминаниями о детстве. Сегодня в коллекции Вадима более пятидесяти авто, среди которых «ГАЗ М1» Горьковского педального автомобильного завода  им. Молотова, «Ракета» Ленинградского северного завода, «Львовянка ДА4М»  и «Стрела» Львовского завода автопогрузчиков, «МИР» завода им. В.В. Куйбышева в Петропавловске (Казахстан), «Москвичи» различных серий Московского  автомобильного завода им. Ленинского комсомола (АЗЛК), «Стрела» а также «Педальные кони» Омского производственного объединения «Полет» и детские педальные мини-мотороллеры «Крошка» завода им. В.В. Куйбышева в Петропавловске (Казахстан).

Как автомобильная коллекция оказалась в музейных залах и чем такая экспозиция интересна Русскому музею? «Мне очень интересна эта выставка с точки зрения дизайна: артефакты, так или иначе связанные с промышленностью, в наших залах – редкость, а это между тем интереснейший срез, – отмечает Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея. – В коллекции Вадима Кунина есть все: и мечта о времени, и образ времени, и дизайн времени. Мы можем следить за развитием дизайнерской и конструкторской мысли в советском автопроме еще с тех времен, когда само понятие дизайн еще не вошло в наш обиход».

За каждой машинкой стоят не только чьи-то счастливые детские воспоминания, но и история страны, а также настроение времени, отраженное в дизайне. Ретроспектива советского детского автопрома позволяет проследить, как вставало на ноги отечественное автомобилестроение, как зарождались новые формы, подчас предвосхищавшие свое время. Самый эффектный и удивительный пример в этом отношении – педальная «Ракета», которую выпускали на Ленинградском северном заводе с 1958 по 1965 год. В очертаниях этой машинки мы узнаем контуры будущих ракет, а между тем первая партия этих детских автомобилей увидела свет за три года до полета в космос Юрия Гагарина.

Детские педальные автомобили выпускали в основном те же заводы, где производились обычные автомобили. Детский автопром был призван готовить юное поколение ко взрослой жизни, и это касалось не только изучения правил дорожного движения. Например, один из способов рассказать детям о строительстве и значении Байкало-Амурской магистрали – выпустить серию педальных грузовичков.

Самые раритетные и ценные экземпляры коллекции – это «ветераны» движения: великолепно отреставрированный и стильный, как испанский гранд «ГАЗ М1» 1930-х годов Горьковского педального автомобильного завода им. Молотова, а также покрытый ржавчиной ЗИС со скошенной задней частью кузова, выпущенный на заводе им. Сталина в 1930-х годах.

«Насколько мне известно, ЗИС – единственный сохранившийся экземпляр этой серии; такого больше ни у кого нет, – делится Вадим Кунин. – Особенно важно, что машина сохранилась в своем оригинальном виде и не подвергалась реставрации».

В машинках 1930-х годов можно услышать отзвуки конструктивизма; эффектные фары и блестящие обводы более поздних моделей рождают ассоциации с миром кинематографа

– как советского, так и западного. Автомобили 1950-60-х годов демонстрируют так называемый «современный стиль», графичный, лаконичный и основанный на новейшей дизайнерской мысли. Не менее интересны и более демократичные пластмассовые модели 1970-х годов. Импровизированный музейный автопарк интересен как возможность вновь войти в мир своего детства или рассказать о нем предметно уже своим собственным детям. Могут ли такие выставки стать в некоторой степени вдохновением для тех, кто сегодня занимается импортозамещением в российском автомобилестроении? Отчасти.

«Во всяком случае, стоит вспомнить о том, что многие из лучших советских автомобилей были созданы в суровых и сложных условиях, и тем не менее, как мы видим, конструкторы находили возможность создавать остроактуальные и надежные машины», – отметил Александр Боровский.

Выставка будет открыта до 22 января.