Жажда обладания: кому стоит посмотреть премьеру «Отелло» в Александринском театре

Как спектакль связан с понятием нелинейности времени
Режиссер Николай Рощин в партнерстве с Михаилом Смирновым написали сценарий по мотивам пьесы Шекспира /Пресс-служба Александринского театра

Рассуждения о нелинейности времени — ощутимая примета последних лет. Не каждый способен с легкостью принять и осмыслить это понятие, и здесь нам готов прийти на выручку волшебный мир театрального искусства. 

В Александринском театре поставили шекспировскую трагедию «Отелло». Режиссер Николай Рощин в партнерстве с Михаилом Смирновым написали сценарий по мотивам пьесы Шекспира и предложили зрителю современную интерпретацию классического произведения. Мы получили возможность свежим взглядом посмотреть на трагические события, развернувшиеся в Венеции, а также ответить на вопрос, есть ли в этой истории истинные жертвы, и чего на самом деле добивался Яго.

У Шекспира сюжет «Отелло» разворачивается на фоне Турецко-венецианской войны конца XVI века, однако в спектакле Александринки будущее, прошлое и настоящее смешались в удивительный калейдоскоп. Связь времени и места размывается, а на первый план выходят контекст и собственно история. Для более глубокого погружения зрителя в сюжет Рощин использует прием Акиры Куросавы, который гениальный японский кинорежиссер применил в картине «Расемон» 1950 года. Нам предоставляется возможность увидеть три версии случившегося. Мы видим события глазами Дездемоны, затем Отелло и, наконец, Яго – человека, который мастерски срежиссировал всю эту картину, сыграв на слабостях главных героев. Используя их жадность, эмоции, амбиции и страхи.

Первые два действия вполне предсказуемы и совсем не удивляют. Прекрасная Дездемона (Мария Лопатина) любит своего могучего Отелло (Сергей Мардарь). Она дружит с Кассио (Тихон Жизневский) и искренне хочет помочь ему. Она легковерна и невинна. Отелло страстно любит и болезненно ревнует Дездемону. Он слишком не уверен в себе, чтобы позволить себе не сомневаться в верности своей жены. В общем, все так, как мы читали и много раз смотрели в театре и кино. Элегантное и выразительное художественное оформление сцены (как всегда, у Рощина): мобильные телефоны расположены на стенах в виде экранов. И каждый персонаж, периодически используя эти поверхности, включает свою музыкальную тему. Основной смысл, который дарит нам неожиданный взгляд на происходящее и контрастирует с предыдущими действиями, кроется в завершающей версии. 

Когда сцена разворачивается на 180 градусов к зрителю, и публика оказывается за кулисами, аудитория понимает намек: сейчас нам расскажут всю подноготную. Ваши ощущения  примерно сродни тем, когда вы внезапно оказываетесь на сцене в момент съемок популярного ток-шоу. Картинка, которую вы можете там обнаружить, с легкостью разрушит любую идиллию, в которую нам предлагают поверить с телеэкрана. И вот нам предстоит услышать версию Яго. Как же все было на самом деле? Он постепенно раскрывает нам все карты, делясь подробностями разработки коварного плана. И мы видим со всей очевидностью, насколько просто одурачить человека, который, погряз в своих слабостях или пороках, перестает слышать себя. Такими людьми очень легко манипулировать. Когда Яго сообщает Отелло о подозрениях в отношении Кассио и Дездемоны, Отелло отвечает ему: «Я чувствую, что ты врешь, но думаю, что говоришь правду». Удивительный пример того, когда мы в потоке информации, основная часть которой — ложь, по каким-то неведомым причинам начинаем ей верить. Отчего мы делаем этот бессознательный выбор? Быть может, чтобы не брать ответственность за собственную жизнь. У Райнера Вернера Фассбиндера есть фильм «Страх съедает душу». Это картина о любви тридцатилетнего марокканца и шестидесятилетней немецкой вдовы, но дело не в сюжете той картины, хотя что-то общее в них есть, а в сути названия этого фильма. Страх порождает страх и провоцирует ревность, превращая человека в животного, которым легко управлять. Яго (Иван Волков) как кукловод обводит вокруг пальца всех: и Родриго (Дмитрий Белов), которому сулит несметные богатства, и Кассио, удовлетворяя его амбиции, и Отелло, играя на его ревности. Но истинную причину поведения Яго в этом спектакле мы понимаем лишь в самом конце, когда видим мертвую Дездемону подвешенной к потолку вместе с тушками разделанного скота. Яго получает ее тело, и мы узнаем его настоящие стремления. Любовь ли это? Вряд ли этот человек способен на глубокие чувства. Быть может, желание иметь то, что имел его начальник? Жажда обладания.

К героям спектакля Николая Рощина трудно испытывать эмпатию. Потому что они не жертвы, а творцы своей судьбы, которые позволили манипулятору управлять своими жизнями. Для интеллектуальных и технически выверенных спектаклей Николая Рощина в целом характерно трезвое и реалистичное отношение к жизни, без эвфемизмов и сглаженных углов. В рощинском «Отелло» есть шут (Елена Немзер). Этот персонаж сначала беспристрастно зеркалит то, что происходит на сцене, а потом спускается в зрительный зал. Намекая публике на то, что среди зрителей тоже с легкостью найдутся те, кто с готовностью вручит ответственность за свою жизнь хитроумным манипуляторам. И предлагая набраться мужества и взглянуть правде в глаза.