Войти в историю: новые архитектурные решения в историческом центре Петербурга

Трансформация, реконструкция, восстановление: три сценария девелопмента в мегаполисе с исторической застройкой
Локация во многом подсказывает чуткому девелоперу вектор развития /Orange Group

Архитектурный облик города – категория живая и многомерная. Он формируется из множества индивидуальных штрихов, которые складываются в единую картину – портрет локации. В архитектурных чертах города сквозит его история и читается его характер. У каждого архитектурного комплекса, ансамбля, здания в этой картине своя роль. А когда на этом полотне появляются новые линии и краски, на первый план выходит способность архитекторов и строителей  нового времени услышать голос города, почувствовать его пульс, ощутить его темп. Только тогда эта постоянно меняющаяся картина будет гармоничной – и живой.

В каких случаях девелопер может позволить себе максимальную свободу архитектурных решений? Для международной многопрофильной девелоперской компании Orange Group, в фокусе внимания которой находятся объекты в зонах исторической застройки, отправной точкой при создании концепции становится именно локация объекта со всеми ее особенностями. Локация во многом подсказывает чуткому девелоперу направление движения, вектор развития, эстетические ориентиры и технические решения. «Мы всегда учитываем историю восстанавливаемого здания, его архитектурное окружение, особенности городской среды, – рассказывает Дмитрий Степанов, председатель совета директоров Orange Group. – О максимальной творческой свободе можно говорить в тех случаях, когда мы не связаны архитектурными обязательствами, которые существуют со стороны городского надзора, в частности КГИОПа, для зданий – объектов культурного наследия».

Примером подобного подхода стала архитектурная трансформация современного особняка на 7-й линии В. О., 62А, который ранее занимала крупная компания. Девелоперы перестроили его, реализовали свои архитектурные идеи и превратили здание, расположенное всего в  двухстах метрах от станции метро «Василеостровская» и в полукилометре от СПбГУ, в комплекс апартаментов бизнес-класса с гибкой системой управления.

Восстанавливая объект в самом сердце Петербурга, важно не только тщательно воссоздать исторический силуэт здания, соблюдая все принятые законодательством архитектурные нормы, правила и принципы, но и создать современную, комфортную среду, которая позволяет прочувствовать дух, характер и атмосферу сегодняшнего Петербурга. Главная задача застройщика в данном случае – совместить интересы бизнеса, который ориентирован на создание гостеприимной среды для посетителей, с сохранением культурного наследия. «Торгово-гостиничный комплекс Meet Point 47» на Гороховой, 47, расположился  в здании, построенном в 1870-е годы. Этот архитектурный комплекс многократно перестраивался, и Orange Group досталась его последняя версия. Ее особенность состоит в том, что изначально здание на Гороховой, 47, было частью единого комплекса с хозяйственными постройками (памятник архитектуры Дворец Сюзора), который выходил небольшой фасадной частью на Сенную площадь. До 1918 года сформировался фронт Сенной площади, который в советское время был убран, и в результате этого здание вышло брандмауэрной стеной на «первую линию» Сенной площади.

Перед девелоперами встал вопрос: как брандмауэрную стену приспособить под современное использование? «Мы долго искали решение и пришли к тому, чтобы сохранить кладку стены, одновременно сделав остекление и укрепив фундамент, – вспоминает Ольга Ватутина, директор Orange Development. – Воссоздали мы и атмосферу внутреннего двора-колодца – а это очень важная  характерная историческая черта нашего города, – и сделали пространство уютным и комфортным, накрыв его стеклянным куполом и превратив в атриум». Благодаря использованию современных материалов удалось и улучшить технологические характеристики здания.

Воссоздавая исторический особняк, девелопер способен вернуть ему не только утраченные архитектурные формы, но и душу, то самое ощущение «гения места», которое определяет неповторимый характер локации. Концепция управления отелей Orange Group предполагает обязательное установление контакта с «гением места». «Душа здания напрямую взаимодействует с архитектурными формами здания – от этого не уйти, – отмечает Оксана Базырина, директор УК IZZZI. – Особенно заметно эта тема прозвучала во время работы над объектом в Банковском переулке, 3. Мы смогли здесь не только сохранить фасад, но и восстановили исторические детали в интерьере – сводчатые потолки, исторические решетки и необычные чугунные колонны, которые являются частью конструктива, – и оригинально вписали в интерьер будущего отеля».

В Банковском, 3, появятся сервисные апартаменты с полным комплексом гостиничных услуг, ориентированные на краткосрочное и среднесрочное размещение. Это будет сертифицированный отель 3*, имеющий и номера повышенной комфортности.

Концепция управления отелей, которая разрабатывается УК IZZZI (входит в состав Orange Group), направлена на эргономику и технологичность.  В некоторых отелях гостям предлагают так называемые умные номера, где все бытовые вопросы решаются через голосового помощника. «Но в то же время мы стремимся раскрыть и особенности места, где отель расположен, и донести это до постояльцев доступными для сферы гостеприимства способами, – подчеркивает Оксана Базырина. – При помощи интерьеров, архитектурного облика мы помогаем им в буквальном смысле погрузиться в атмосферу Петербурга».

Здание в Банковском переулке, 3, с большими сводчатыми арками напоминает Апраксин двор или знакомый комплекс Гостиного двора. Более ста лет назад в этих стенах шла бойкая торговля. Однако история этого ансамбля и характер локации связаны не только с коммерцией. Историческому центру Петербурга присуща многоплановость, и Банковский, 3, тому прекрасное подтверждение. Здесь сквозит еще и дух музыки: совсем рядом Мариинский театр и Музей-квартира Римского-Корсакова. «Гений места» здесь музыкальный, поэтому в лаунж-зоне будущего отеля, открытие которого запланировано на 15 декабря, уже появилось фортепиано: для гостей будет звучать классическая музыка.

«Как потратить.Санкт-Петербург» №62, декабрь-январь 2022-23 гг.