Спектакль «Друг мой»: происшествие как путешествие

В новой постановке Андрея Сидельникова банальная бытовая ситуация оборачивается фундаментальной трансформацией главных героев
Премьера спектакля в театре «Суббота»

Пьесу современного белорусского драматурга Константина Стешика «Друг мой» впервые представили пару лет назад на фестивале современной драматургии «Любимовка». Произведение произвело сильное впечатление на многих режиссеров, и сейчас его можно увидеть на подмостках многих российских театров. Недавно состоялась премьера в столичном МХТ им Чехова, а теперь и в театре «Суббота». Сюжет  пьесы очень простой: два друга выходят на пару минут в ночь, чтобы стрельнуть сигарет. Вот только встречи, которые происходят с ними на улице, неожиданно превращаются в тест на человечность и вскрывают их реакции на страхи. Жанр постановки обозначен как «ночное путешествие».

Внезапно ребром встает вопрос: если на улице вы обнаружили раненого человека, а ваш телефон в этот момент разряжен, какие действия вы предпримете? Можно пройти мимо, прикрывшись удобным предположением, что, возможно, человеку все равно уже ничем не помочь, а телефон у одного забыт дома, а у другого разряжен. Но вдруг вы все же можете его спасти?  Позвать на помощь кого-то еще? Здесь, конечно, возникают риски быть непонятым, а то и побитым.

А вот и еще один полуночник: заприметив на улице приятелей, к ним спускается из своей квартиры вполне солидный мужчина, которому не совладать со своими страхами. Рассудок подсказывает ему, что страх его – всего лишь иллюзия, но справиться с ним самостоятельно ему не под силу и он рад внезапно появившейся компании. И вот он сидит, курит воображаемую сигарету и не может избавиться от воспоминаний о потерянных близких. Ему невыносимо находиться в опустевшей квартире, один на один с раздирающими душу воспоминаниями.

Главные герои пьесы, лучшие друзья, в какой-то момент перестают понимать друг друга. Они начинают ссориться, и причина, на первый взгляд, выглядит совершенно пустяковой, но разгоревшуюся стычку погасить невозможно. Мир и согласие, которые еще несколько часов назад царили между этими людьми, разваливаются на глазах.

Но, возможно, и не было никакого друга? Быть может, перед нами один и тот же человек, который находится в разладе сам с собой и ведет бесконечные внутренние споры. Много лет назад в театре «Балтийский дом» режиссер тогда еще «Формального театра» Андрей Могучий поставил спектакль «Школа для дураков» по роману Саши Соколова. Главного героя там играли два артиста: на взгляд режиссера, одному актеру было бы не под силу передать во всей полноте сложный образ главного героя. Спектакль по пьесе Константина Стешика напоминает аналогичную  историю. Простота и простор пьесы позволяют режиссеру выстраивать спектакль любым способом. Разговор двух друзей вполне может восприниматься и как внутренний монолог одного человека.

Декорации в спектакле очень условны (художник Мария Смирнова-Несвицкая), свет, как в фильмах жанра нуар (художник по свету – Максим Ахрамеев), а живые люди выступают в качестве объектов, которые могут в любой момент поменять свое место в пространстве. Это сценическое решение добавляет некоторый элемент мистики в эту, на первый взгляд, обыденную историю. В какой-то момент в качестве живой декорации на заднем плане появляется  девочка с воздушным красным шаром, вызывая ассоциации с «Девочкой с воздушным шаром» Бэнкси. Помните историю: в 2018 году на аукционе Sothebys эту работу продали за баснословные деньги, и в момент покупки она самоуничтожилась. Такова была задумка художника. Бэнкси встроил внутрь картины шредер и наверняка просчитал возможные сценарии. Картина после этого инцидента еще больше выросла в цене. А гениальный художник продемонстрировал нам, как при желании можно уметь ловко материализовать то, чего нет. И это навевает размышления о природе страха. И именно ее препарирует и исследует в спектакле Андрей Сидельников. Он обнажает перед нами иллюзии, которые герои воспринимают как реальность и позволяют страху управлять собой.

В этом смысле театральные спектакли иногда можно рассматривать как арт-терапию: когда наблюдаешь со стороны за чужими страхами, начинаешь иначе смотреть и на свои. И тогда легче сделать выбор: хочешь ли ты быть жертвой обстоятельств или возьмешься самостоятельно строить свой собственный мир.