Арт-уикенд: куда пойти в Петербурге в выходные и праздник 3–8 марта

Дуэт авангардистов Чашника и Суетина, Ильдар Абдразаков в партии Бориса Годунова и новые звезды «Ледникового периода»
Опера «Борис Годунов» /Пресс-служба Мариинского теарта

Центральный выставочный зал «Манеж» встретил весну балетным блокбастером – выставкой-спектаклем «Первая позиция. Русский балет», которую подготовил совместно с бюро Planet9. Рождение, становление и развитие балетного искусства в России можно проследить через призму сразу нескольких контекстов – от культурного до научного и социально-политического. В этом удивительном путешествии в мир отечественной хореографии есть место и неожиданным фактам, и легендам и мифам, и, конечно, героям, подарившим миру вошедшие в историю балетные спектакли, – танцовщикам, композиторам, педагогам. На выставке оживает и наполняется реальным содержанием волшебный и завораживающий мир условностей, спящих красавиц и сильфид.

Восьмого марта прославленный бас-баритон Ильдар Абдразаков впервые выступит в петербургском спектакле в своей коронной партии Бориса Годунова – до этого в Северной столице он выходил на сцену Мариинского театра лишь в концертном исполнении оперы Мусоргского. Постановка Мариинского театра состоится под управлением Валерия Гергиева на сцене Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» и станет частью юбилейной программы, посвященной 150-летию со дня рождения легендарного русского баса Федора Шаляпина. Спектакль с видеодекорациями художника Петра Окунева основан на легендарном спектакле Андрея Тарковского, который с 1990 года идет в Мариинском театре по инициативе Валерия Гергиева. Показ в «Мюзик-Холле» – дань памяти Шаляпина: в начале XX века театр был тесно связан с творческой судьбой Федора Ивановича.

«Оперу “Борис Годунов” я слышал сотню раз в разных редакциях, в разных постановках, но долго выжидал, прежде чем начать работу над ней. На мой взгляд, нужно многое пережить, чтобы было прямое попадание в этот очень неоднозначный, психологически сложный образ. Впервые спеть Бориса именно в спектакле под его руководством в Петербурге, да еще и в год 150-летия нашего величайшего баса Федора Ивановича Шаляпина – большое для меня событие», – делится Ильдар Абдразаков.

Дебют Абдразакова в партии Бориса Годунова состоялся в 2018 году на премьере Парижской национальной оперы, и это выступление стало «началом большого пути». За последующие несколько лет Абдразаков обратился к этой роли еще несколько раз: летом 2020 года – в концертном исполнении на сцене Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, в 2021 году – в спектакле Большого театра, а также в премьерной постановке Оперы Монте-Карло, а в декабре 2022 года – в премьере «Бориса Годунова» на открытии сезона театра «Ла Скала».

«Ледниковый период. Снова вместе» – вдохновляющее гала-шоу Санкт-Петербургского ледового театра в постановке Ильи Авербуха покажут 8 марта в СК «Юбилейный». Завершив сезон популярного телевизонного проекта, его авторы традиционно представляют лучшие номера вживую в исполнении самых именитых звезд фигурного катания. 8 марта на ледовую арену в Петербурге выйдут Алексей Ягудин, Елизавета Туктамышева, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Виктория Синицина и Никита Кацалапов. Вместе с ними выступят Иван Колесников, Алла Михеева, Иван Скобрев, Федор Федотов и другие звезды телепроекта «Ледниковый период 2022», весь сезон которого прошел под девизом «Снова вместе» и объединил два мощных тренерских штаба: Ильи Авербуха и Александра Жулина. Как отмечает Илья Авербух, за 17 лет существования проекта «Ледниковый период» в его орбите побывало множество фигуристов, которые стали фактически одной большой ледовой семьей.  

В Михайловском замке открылась выставка, посвященная творчеству Николая Суетина и Ильи Чашника – творческих единомышленников и учеников школы Казимира Малевича. Многие из двухсот работ – графика, живописные полотна, архивные документы, предметы декоративно-прикладного искусства – экспонируются впервые.

В историю искусства Чашник и Суетин вошли не только как выдающиеся мастера русского авангарда, но и как трендсеттеры, которые участвовали в формировании супрематизма как художественно-философской системы. Выставка выстроена в формате диалога между художниками, высвечивая их индивидуальные черты и прослеживая пересечения мировоззрений, взглядов и судеб. Работы Суетина и Чашника представлены совместно в трех залах, еще два отведены для произведений Суетина.

Чуть ранее в Мраморном дворце открылась персональная выставка мастера русского авангарда Наталии Земляной. Экспозиция под названием «Сотворение мира» расположилась в четырех залах, где собрано более 80 работ художницы разных лет, относящихся к циклам «Структуры», «Ангелы», «Овалы», «Лабиринты», «Простые фигуры», «Квадраты», «Круги», над которыми автор работает на протяжении всей своей жизни. Наталия Земляная принадлежит к числу последователей школы аналитической живописи Павла Филонова – это объединение художников начала XX века выросло в мощную ветвь авангарда, характерную именно для Петербурга и получившую название «петербургского структурализма». Масштабные живописные полотна соседствуют с портретами, камерными пастелями и графикой. Один из центральных повторяющихся сюжетов, давший название всей выставке, – сотворение мира, где мир представляет собой сложное переплетение, наложение, музыкальную ритмическую гармонию структур.

«Все службы Русского музея, работавшие над осуществлением выставки, в этом процессе пережили очень креативное состояние, – отметила на торжественном открытии куратор выставки, старший научный сотрудник отдела живописи II половины XIX–начала XXI веков Русского музея Тамара Чудиновская. – И зрители, войдя в пространство выставки, тоже смогут пережить состояние сотворчества, сотворения этого мира. Художественный мир Наталии Земляной очень изящен, тонок, возвышен, философически наполнен и очень человечен. Потому что он полон призывов к гармонии и миру, чего всегда взыскует человеческое сердце».