Спектакли о любви: выбор редакции

Семь спектаклей о любви и семь разных ипостасей этого чувства в петербургских театрах: подборка для всех возрастов
«Старший сын» /театр «Мастерская»

Около десяти лет назад в репертуаре театра «Приют комедианта» был спектакль «Любовная история» по мотивам одноименной новеллы Хайнера Мюллера. Поставил его талантливый режиссер Дмитрий Волкострелов, и рассчитан он был на аудиторию, которая ценит постановки, включающие в себя некие интеллектуальные эксперименты. Анонс спектакля на сайте театра честно предупреждал аудиторию о том, что их ждет спектакль-вызов, рассчитанный на зрителя, хорошо знакомого с тенденциями современной драмы. Режиссер не обещал привычных диалогов и линейного действия. Но люди не всегда читают описание спектакля, поэтому каждый раз, когда играли эту постановку, в зале находились возмущенные зрители, которые пришли смотреть традиционную «любовную историю», которую они, естественно, не получали.

К чему эта прелюдия? Дело в том, что в названии далеко не всегда отражается суть спектакля. В нашей подборке мы решили собрать спектакли о любви. Причем о любви во всех ее проявлениях. Здесь вы найдете постановки, адресованные как любителям классического театра, так и тем, кто отдает предпочтение современной драме. Впереди гендерные праздники, и вопрос выбора спектакля, на который можно сходить вдвоем, – ответственный. Предлагаем вам семь названий прекрасных спектаклей, созданных для зрителей с разными запросами и эстетическими вкусами. Выбор за вами!

В театре «Мастерская» играют спектакль «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Пьеса стала уже классикой, а постановка Григория Козлова – визитной карточкой театра. Произведение стало известно широкой публике во многом благодаря фильму Виталия Мельникова с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским в главных ролях. В начале спектакля молодые артисты театра «Мастерская» вспоминают своих настоящих бабушек и дедушек, а потом играют пьесу так, словно и сами жили в 1970-е годы. Помните сюжет? Двое парней, провожая девушек в пригород, не успевают на последний автобус. В поисках тепла и ночлега они попадают в дом чудаковатого музыканта, и там на ходу сочиняют историю о том, что один из них – сын хозяина. Эта история одновременно о любви и об одиночестве. О том, как совершенно незнакомые люди могут стать родными, и о том, как случай волшебным образом сводит людей, а на первый взгляд неразрешимая задача решается в пользу любви. Рекомендовано для любителей классического и одновременно искреннего и живого театра.

В БДТ им. Товстоногова на второй сцене (Каменноостровский театр) показывают спектакль «Женщина и мозг». Постановку вполне можно назвать  русским вариантом сериала «Секс в большом городе». Драматургической основой спектакля Кирилла Вытоптова стала пьеса Саши Денисовой «Женщина-Фауст разговаривает со своим мозгом». Так же, как Кэрри Брэдшоу, главная героиня Зина ведет авторскую колонку в глянцевом журнале. Она уже очень известна как блогер, но мечтает быть настоящим писателем. Ей 37, она замужем, но детей нет, и это очень тревожит ее тещу. Но Зина понимает, что не любит мужа, и мечтает не только о книге, но и о настоящей любви. Именно об этом Зина разговаривает в спектакле с собственным мозгом. До боли узнаваемые сюжеты, ситуации и проблемы, которые испытывает практически каждый из нас, сыграны с юмором и без трагизма. Спектакль можно рекомендовать любителям современной драмы и вполне реалистичного театра.

Спектакль «Леха» поставил режиссер Андрей Сидельников в театре «Суббота» по современной пьесе Юлии Поспеловой. Сразу скажу: если решите пойти на эту постановку, позаботьтесь заранее о билетах. «Леху» играют в интересном пространстве театра «Суббота» – «Второй этаж. Комната». И это настоящая коммунальная квартира. Спектакль идет в комнате, где могут разместиться не более 30 зрителей. Во время спектакля возникает ощущение, что мы пришли в гости к героям, где нам рассказывают историю человека, который вступил в борьбу со временем, бросил ему вызов. Он не побоялся быть нелепым и смешным, а причина всему – любовь, которой, как мы знаем, покорны все возрасты.

Еще один спектакль в камерном пространстве – постановка Романа Бокланова по известной повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». История о мальчике Саше Савельеве, который живет с бабушкой и дедушкой. Он окружен тиранической любовью и деспотизмом самых близких родственников, и мы понимаем, что и такая любовь возможна. Короткая постановка, практически моноспектакль, смотрится на одном дыхании. Артист Максим Морозов так работает с бытовыми предметами советского времени – флакон духов, оловянный солдатик, матрешка, магнитофон, – что через них мы живо представляем себе персонажей истории, которую нам рассказывает главный герой. Ситуации очень узнаваемы, и так возникает серия собственных воспоминаний, которая вызывает искреннее чувство любви и ностальгии по своему детству.

В Театре на Васильевском уже много лет идет спектакль «Русское варенье» по произведению  Людмилы Улицкой. Он вполне может заинтересовать тех, кто очень любит пьесы Чехова, но уже немного от них устал. Пьесу справедливо считают «Вишневым садом» XXI века. История семьи, которая отчаянно цепляется за старый уклад жизни и старается следовать ценностям, заложенным поколениями предков. Герои спектакля, как и герои Чехова, очаровательны и при этом несколько неловки, если не нелепы. Их старый дом разваливается, и вишню, из которой они хотят сварить варенье, давно приходится покупать на рынке. В спектакле Анджея Бубеня одной из главных декораций служит озеро, которое уже давно напоминает лужу. В нее проваливаются главные герои, засохший вишневый сад и обернутый целлофаном портрет Антона Чехова.

«Любовь по-французски» в постановке Андрия Жолдака на Новой сцене Александринского театра можно посоветовать тем, кто любит очень откровенные истории. Речь идет об инсценировке  романа Эмиля Золя «Нана». История куртизанки, которая в конце романа умирает в нищете, заразившись от сына оспой, покинутая всеми возлюбленными. Впрочем, Андрий Жолдак, режиссер-провокатор, никогда не следует сюжетной логике авторов, произведения которых он ставит. И если вам хочется провести тихий романтический вечер, то, скорее всего, поход на этот достойный во всех отношениях спектакль все же планировать не стоит: экспрессия в нем бьет через край.

Коль скоро мы начали обзор с истории «Приюта комедианта», завершим его новой постановкой этого же театра – спектаклем «Идиот». Очень современный, модный и актуальный взгляд на героев романа Достоевского. В спектакле Петра Шерешевского все герои перенесены в наше время. И удивительным образом все персонажи очень легко  и органично в него вписались. Мало того, каждый из нас может вполне представить себя Львом Мышкиным. В этом спектакле, как ни парадоксально, он кажется самым психологически устойчивым героем. Кто-то из театральных режиссеров недавно высказался в том смысле, что в кино сейчас стало много театра (имеются в виду театральные постановки, которые сейчас часто показывают в кинотеатрах), а в театре – много кино. Последнее вполне применимо к «Идиоту»: большие экраны с крупными планами артистов позволяют зрителю оценить мимику и глубину проживания образа. Если пойдете смотреть эту постановку, обратите внимание на то, что вам больше хочется видеть – экран или живых актеров на сцене. В последнее время театралы постоянно устраивают себе такие тесты.

«Как потратить.Санкт-Петербург» №63, февраль-март 2023 гг.