Арт-уикенд: куда сходить в выходные 10–13 марта в Петербурге

Герои Жванецкого глазами Габриадзе, Тристрам Шенди в театре Ленсовета, «параллельные вселенные» советского андеграунда
Кадр из фильма «При чем тут любовь?»

Редкие фотографии, фрагменты рукописей и рисунки Резо Габриадзе к книгам Михаила Жванецкого представлены на выставке «Жванецкий и Габриадзе» в очень необычном месте – в театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Впрочем, локация эта вовсе не случайная: в репертуаре театра есть спектакль «В осколках собственного счастья», поставленный Григорием Дитятковским по произведениям Михаила Жванецкого. А материалы для экспозиции предоставили жена и сын писателя-сатирика Наталья и Дмитрий Жванецкие.

Немногие знают, но Габриадзе дружил со Жванецким. У них было много общего: один – писатель-сатирик, юморист, сценарист, телеведущий, актер, а по образованию инженер-механик, второй – драматург, режиссер, художник, скульптор, основатель Тбилисского театра марионеток и обладатель журналистского диплома. Представленную в экспозиции серию работ можно было бы назвать «Жванецкий и его герои». Или «Миша и портфель». Она создавалась как вольные иллюстрации устных и письменных миниатюр и рассказов писателя. На выставке также подчеркнута «ленинградская линия» Жванецкого. В начале своей писательской и артистической карьеры он много писал для Райкина, Карцева и Ильченко, все они служили в Ленинградском театре эстрады и миниатюр (теперь это Театр эстрады имени Аркадия Райкина). Попасть на эту выставку можно, купив билет на любой спектакль в театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Работать она будет до 26 марта.

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Параллельные вселенные». На экспозиции представлены произведения из частного собрания Наталии Опалевой – коллекционера и создателя московского Музея АZ (Анатолия Зверева). Более 200 живописных и графических работ 36 художников, мастеров андеграунда 1960–1980-х годов. В частности работы Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного и многих других. Перед нами очень разные художники, каждый из них творил в собственном жанре. Объединяет эти работы единое ощущение эпохи – все участники выставки начинали свою творческую карьеру в начале оттепели. В центре экспозиции – абстракция, поскольку именно она как стилистический прием занимала главное место на ранней стадии формирования так называемого неофициального искусства. И через  абстракцию прошли многие художники-шестидесятники. Само название выставки «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» задает вектор построения экспозиции. Гостей выставки сопровождают медиа-инсталляции Платона Инфанте, музыка авангардного композитора-шестидесятника Николая Каретникова и документальный фильм об эпохе оттепели, подготовленный Музеем AZ. 

На этой неделе в кинопрокат  вышла индийская мелодрама «При чем тут любовь?». Режиссер Шекхар Капур снял историю о том, как  друзья детства Зои и Касим ищут свои вторые половики. Он – пакистанец, она – британка, оба живут в Англии, по соседству, и одинаково смотрят на брак и любовь. Но внезапно  Касим сообщает Зои о том, что он согласился на брак «по договоренности», на котором настаивают его родители. Зои в шоке от того, что ее друг детства планирует жениться на незнакомой девушке. Она предлагает Касиму снять на основе этой ситуации документальное кино. Эта, на первый взгляд, невеселая история, в итоге заканчивается благополучно. Отдельное наслаждение в картине – игра Эммы Томпсон. Ей досталась роль матери Зои – неунывающей женщины, которая занимается активным поиском женихов для родной дочери.

12 марта в театре им. Ленсовета покажут спектакль «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Постановку по произведению Лоренса Стерна осуществил режиссер Борис Павлович. Книга была опубликована в середине XVIII века никому в то время не известным провинциальным священником из Йорка. Современники и сам автор не ожидали того, что она изменит мировую литературу. Им и в голову не могли прийти такие слова, как «антироман» или «поток сознания». Не ожидал этого и сам Лоренс Стерн. Просто ему было грустно, и он сочинил историю самого несчастного человека на свете, Тристрама Шенди. И эта книга получилась очень веселой. Лоренс Стерн написал о Тристраме Шенди  девять томов, и главный герой произведения по сути рождается только в середине третьего тома собственной «жизни». В историю рассказа о рождении главного героя постоянно вмешиваются его странные родственники: отец-философ, восторженно-непредсказуемая мать, а также дядя-милитарист, способный на любовь и нежность, которые накрывают его в отношениях с загадочной и мудрой вдовой.

13 марта в кинотеатре «КАРО Варшавский экспресс» состоится специальный показ драмы Шарлотты Уэллс «Солнце мое». Это трогательная история взросления на примере сложных и одновременно счастливых взаимоотношений отца и его 13-летней дочери. После развода родителей девочка уезжает на каникулы с папой и в этом семейном путешествии ей предстоит узнать много нового о себе и о жизни. Премьера картины прошла на Каннском кинофестивале и была очень тепло встречена критиками и зрителями. Фильм победил в номинации «Лучший британский дебют» на премии BAFTA. Кроме того, исполнитель главной роли Пол Мескал претендует на «Оскар» как лучший актер. В широкий прокат «Солнце мое» выйдет 16 марта.