Что покажут на выставке «Три века театральной фотографии»

В музейно-выставочном центре РОСФОТО 14 апреля открылась выставка, посвященная театральной фотографии
После 1930-х в России окончательно обосновывается документальная (репортажная) театральная съемка /РОСФОТО

Новый проект РОСФОТО, подготовленный совместно с Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства и Российской национальной библиотекой, знакомит с историей российского театра через жанр театральной фотографии. В экспозиции представлено более двухсот произведений, предлагающих поразмышлять о фотографической выразительности театра в разрезе трех веков – XIX, XX, XXI.

Первые два зала второго этажа Парадного корпуса РОСФОТО предлагают увидеть театральные фотографии второй половины XIX столетия и начала XX века. Старейший экспонат, представленный на выставке, датирован 1840–1850 гг.: это портретное изображение А. А. Стаховича, С. В. Шумовского, А. Е. Мартынова, С. В. Левицкого, А. М. Максимова из Ателье С. Л. Левицкого. Примечательны и работы Карла Бергамаско, запечатлевшие Н. Андреева в спектаклях Императорского Мариинского театра кон. 1860-х–нач. 1870-х. Фотограф использовал технику раскрашенных отпечатков, чтобы создать эффект цветной фотографии: он делал черно-белый негатив, который затем красил вручную, используя краски и кисти.

В начале XX века артисты все еще позировали в фотоателье. Наиболее известной и престижной была мастерская Елены Мрозовской, одной из первых женщин-фотографов в России. Она предпочитала работать с натуральным светом, тенями и мягкими тонами – именно так выполнен оригинальный портрет В. Далматова 1900–1901 гг., считающийся знаковым произведением XX века.  Сегодня этот исторический документ можно увидеть своими глазами.

К 1920–1930 годам статичная театральная фотография эволюционирует в более динамичное и ритмичное направление. Фотохудожники приходят в театры и фотографируют не только актеров, но и сценографию, свет, зрительский зал и другие элементы, которые помогают передать атмосферу и настроение спектакля. Так, фотографы становятся активными участниками театрального процесса и начинают создавать собственные композиции, передающие динамику и движение на сцене. Этому периоду развития театральной фотографии посвящен отдельный зал.

После 1930-х в России окончательно обосновывается документальная (репортажная) театральная съемка, и с тех пор фотографы фиксируют весь театральный процесс, включая репетиции, подготовку к спектаклю и закулисье. Современные авторы также фиксируют традиционный театр, но все чаще размывают границы между перформативными практиками и театральными постановками. Кроме того, они активно экспериментируют с формой и контекстом своих работ, создавая новый подход к фотографии театральных постановок, чтобы помочь зрителю увидеть театральный процесс в новом свете.

Масштабную выставку, предлагающую проследить изменения, происходившие в театральной фотографии, готовили около года. В итоге кураторам удалось охватить драматический, оперный, кукольный театр, пантомиму, современные синтетические зрелищные формы и раскрыть через фотографию личности именитых режиссеров, актеров, певцов, мастеров кукольной сцены, пластического театра.

Параллельно с выставкой «Три века театральной фотографии» в РОСФОТО с 18 по 20 апреля проведут ежегодную научную конференцию «Фотография в музее», посвященную театральным фотографическим коллекциям музеев и архивов Российской Федерации. Увидеть архивные снимки можно с 14 апреля по 28 мая.