Клара и Джон Моллой: Парфюмерная индустрия вступает в новую эру под флагом экологичности

Создатели парфюмерных брендов Memo, Floraiku и Hermetica – о том, какой будет парфюмерия будущего
Клара и Джон Моллой /Из личного архива

Ирландец Джон и испанка Клара познакомились на лыжном курорте в Альпах благодаря несчастному случаю: катаясь на лыжах, Джон упал, а Клара, оказавшаяся рядом, помогла ему подняться на ноги. Жизнь показала, что случай на самом деле оказался счастливым: его участники создали не только семью, но и самый знаменитый парфюмерный дуэт планеты, отметивший в 2022 году 15-летие. В интервью приложению «Ведомости. Как потратить. Санкт-Петербург» Клара и Джон Моллой рассказали о том, как создают инновационные ольфакторные композиции.

- Ваши бренды настолько разные, что трудно поверить, что за их появлением стоит один и тот же дуэт. Какова роль и значение каждого из брендов для вас?

Клара Моллой. Если присмотреться, между членами нашего парфюмерного трио есть связь, часто одна идея или концепция вдохновляет следующую, развивает ее на новом уровне. Все началось 15 лет назад с интереса к путешествиям и идеи о том, что та или иная точка на карте может стать вдохновением для парфюмерной композиции. Такова концепция бренда Memo. И вот однажды маршруты наших путешествий привели нас в Японию, и это было эстетическое откровение. Из нашего восхищения японской культурой в 2017 году родился бренд Floraïku. Его концепция отдает дань японской деликатности и утонченности, которые органично соединяются с нашей французской парфюмерной школой и подходами. Чем больше мы путешествовали, тем более ясно и четко осознавали, насколько хрупка и ранима наша планета. И нам захотелось переосмыслить нашу жизнь в более экологичном ключе. Итогом наших размышлений стал в 2018 году бренд Hermetica, где красота природы неотделима от бережного отношения к ней. Формулы молекулярных композиций не содержат спирта, ингредиенты получены экологичными способами, а флаконы изготовлены из переработанного сырья и являются возобновляемыми. Если задуматься, трио наших брендов напоминает принцип матрешки!

- Ваша история любви началась со спасения в Альпах. Но что вдохновило вас на начало вашего совместного парфюмерного путешествия?

Джон Моллой. Природа истинного бизнеса, как и природа настоящей любви, такова, что вам приходится идти на риск. Клара с детства испытывала огромный интерес к ароматам, она написала книгу о талантливых парфюмерах мира и сама мечтала заняться парфюмерией. Ее мечта воплотилась в жизнь с помощью Memo, а мощным импульсом для принятия решения стала встреча с Алиенор Массене. Мой предпринимательский опыт в индустрии роскоши послужил надежным фундаментом для того, чтобы начать свое дело.  Миссия нашего дуэта состоит в том, чтобы расширять границы и совершать открытия.

- Напоминает ли вам тандем парфюмеров творческие альянсы, скажем, литераторов?

Джон Моллой. Не могу удержаться, чтобы не процитировать великого композитора и музыканта Джони Митчелл, разделившую свою жизнь с гениальным художником Дэвидом Хокни: «Если вы хотите бесконечного повторения, встречайтесь с большим количеством людей. Если вы мечтаете о бесконечном разнообразии, оставайтесь с одним». Выступать в дуэте – это, несомненно, конкурентное преимущество, к какой бы области ни относилось ваше творчество. Партнеры и вдохновляют друг друга, и постоянно бросают друг другу вызов, это источник бесконечного созидания. А то, что Клара еще и поэт, придает нашему дуэту многогранность!

- Что вы думаете о парфюмерии будущего? Что меняется в индустрии, в каком направлении она развивается и как Hermetica с ее революционным подходом вписывается в эту картину?

Клара Моллой. На мой взгляд, единственной целью должно быть создание красивых и желанных ароматов. Добавьте к этому бережное отношение к планете и человеческой коже: будущее человечества немыслимо без экологичного образа жизни, это ключевой момент. В наших композициях Memo используются высококачественные ингредиенты, по возможности с экологически чистых плантаций, мы недавно изменили нашу упаковку, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду. Hermetica идет в этом стремлении еще дальше, предлагая полностью экологичный цикл создания аромата, от формулы без спирта до флакона из стекла, пригодного для вторичной переработки. Мы готовы к новой эре.

- Вы можете посвятить аромат и всем известному мегаполису, и крошечному городку, о котором большинство из нас никогда и не слышали. Что послужило вдохновением на создание духов Lalibela и Marfa – и что особенного вы обнаружили в этих маленьких городках в Эфиопии и США?

Клара Моллой. Приятно слышать, что Memo позволяет открыть для себя неизвестные места благодаря магии обоняния! У нас есть для вас еще множество секретов, которые только предстоит раскрыть! За Лалибелой с ее удивительным древним храмом, высеченным в скале, стоит мистическая аура мирры, аромат которой ощутим и в стенах церкви, и на улочках жаркого африканского города. А городок Марфа в Техасе тоже любим паломниками со всего мира, но это особые паломники – художники. Они приезжают сюда, чтобы писать с натуры завораживающие пейзажи пустыни и неба над ней. В нашей коллекции есть и русская сказка, аромат называется «Русская кожа». Россия всегда была очень важна для нас. Ее культура так богата: это бесконечная земля вдохновения.

- Memo – это бренд, вдохновленный путешествиями. Как вы создаете ароматы сейчас, когда возможности путешествовать ограничены?

Джон Моллой. Конечно, неопределенность, связанная с пандемией, сильно меняет ситуацию. Но хоть мы и постоянно стремимся познать красоту мира, это не значит, что мы всегда в пути! С самого начала существования бренда мы убеждены в том, что даже изучение географической карты, чтение эпоса или приключенческого романа или созерцание полотна с изображением пейзажа – сами по себе прекрасные и вдохновляющие путешествия.

- Ваш ольфакторный портрет Парижа воплощен в аромате Quartier Latin. Что стоит за вашим выбором?

Джон Моллой. Конечно, Латинский квартал – это икона, легенда Парижа, это город, где родился Memo, а по улочкам Латинского квартала мы с Кларой бродили, в кафе на Сен-Жермен-де-Пре мы засиживались часами, обсуждая будущие ароматы. В Париже всегда кипит жизнь, здесь всегда есть за что зацепиться и взгляду, и носу и ощущениям. Поэтому и портретов этого города у нас уже несколько – Quartier Latin, Odeon, French Leather.

- Для парфюмера важно чувствовать связь с местом и его людьми. Парфюм – это всегда абстракция, интерпретация, природу невозможно скопировать. Смысл в том, чтобы открыть людям воображаемое. Чем вам близка японская культура? Кто выступает автором стихотворений хокку, посвященных каждому аромату Floraiku?

Джон Моллой. Оказавшись в Японии, мы с Кларой с первых шагов ощутили эмоциональное родство с каждой из традиций, каждым из ритуалов и жестов – от традиции создания цветочных композиций икебана до чайных церемоний и церемоний кодо.  Нас поразила удивительная способность японцев видеть красоту в будничных повседневных моментах. Японская поэзия, которой увлекается Клара, стала своеобразным ключом к созданию Floraiku: она сама сочинила для каждого аромата хокку, воплощающее в себе особый характер композиции.

- Если бы у вас была возможность путешествовать во времени, какие исторические периоды и какие места вы хотели бы исследовать (и, возможно, отразить в своих ароматах)?

Клара Моллой. Почему бы не оказаться в той эпохе, когда человечество впервые соприкоснулось с искусством, например, когда  в пещерах появились первые наскальные изображения животных? Идеальным местом была бы, в частности, пещера Ласко во Франции. Это было бы просто ошеломляюще – видеть первые шаги человечества в искусстве! Возвращение к истокам – это великолепная отправная точка для создания аромата!

- Если бы вам предложили создать ольфакторную интерпретацию популярного выражения «аромат успеха», что бы это было? Как для вас пахнет успех?

Клара Моллой. Это будет аромат с выразительным, запоминающимся и устойчивым шлейфом, который точно будет более длительным, чем пресловутые 15 минут славы!

«Как потратить.Санкт-Петербург» № 58, февраль-март 2022 г.