Игорь Козак: Семейный офис – это своего рода финансовый hi-end консьерж-сервис

Директор по инвестициям «ТКБ Инвестмент Партнерс» о том, что такое family office и чем он похож на семейного доктора
Игорь Козак /«ТКБ Инвестмент Партнерс»

В международном финансовом лексиконе термин family-office появился благодаря Джону Рокфеллеру: именно для управления активами его семьи был создан в 1882 году первый в мире семейный офис. Изначально этот сервис предназначался для обслуживания семей американских миллионеров, однако затем распространился и на другие континенты, войдя в мировую практику.

Сегодня, почти 150 лет спустя, по данным компании Ernst&Young, число family-офисов в мировом масштабе превышает 10 000. Часть офисов является персональными и действует в интересах своего единственного клиента, одной семьи, а часть — мульти-семейные, обслуживающие нескольких клиентов. По данным Sovereign Investor Leadership Conference за март 2023 г., рейтинг крупнейших семейных офисов мира возглавляют североамериканские компании Walton Enterprises LLC, Cascade Investment и Bezos Expeditions. В первой десятке также семейный офис Fedesa из Монако, испанский family office Pontegadea Inversiones и ближневосточная компания Dubai Holding LLC.

Услугами family office пользуются, как правило, ультрахайнеты — клиенты, состояние которых превышает $30 млн. Поскольку эти активы распределены по различным сферам и юрисдикциям, управлять ими в ручном режиме неудобно и рискованно. Family office структурирует активы, обеспечивает эффективное управление и помогает развитию бизнеса. В России семейных офисов пока всего несколько десятков, однако сервис активно развивается.

Сфера деятельности направления family office в России чрезвычайно широка. Она включает в себя и управление финансовыми активами, и оптимизацию налогообложения, и, при необходимости, антикризисное управление. Игорь Козак, управляющий директор по инвестициям «ТКБ Инвестмент Партнерс», сравнивает family office с финансовым консьержем самого высокого уровня. В интервью «Ведомости. Как потратить. Санкт-Петербург» он рассказал о том, как выстроен этот сервис и что собой представляет.

-  Family office – своего рода экосистема, выстроенная для управления различными активами клиента: от бизнеса и недвижимости до частных коллекций и банковских счетов. Семейный офис – как личный доктор, знающий все нюансы здоровья клиента и членов его семьи, наследственные факторы и зоны риска, только в данном случае речь идет о здоровье финансовом.

- Что входит в сферу деятельности семейного офиса?

- Этот диапазон очень широк. В части управления финансовыми активами это управление портфелем ценных бумаг и его аудит, разработка инвест стратегий и консолидированной отчетности. В направлении управления и защиты коммерческих и личных активов работа семейного офиса подразумевает широчайший спектр задач: от антикризисного управления и оптимизации налогообложения – до формирования стратегии наследования и финансирования образования детей, от правового консультирования и сопровождения сделок – до владельческого контроля, управления корпоративными финансами и разработки программы хеджирования рисков… Каждая из этих опций в свою очередь может быть разделена на десятки более мелких, но не менее значимых задач. Семейный офис может позаботиться об обеспечении бытовых и хозяйственных операций – сделок по недвижимости, надзоре за транспортом, будь то автомобиль, яхта или самолет, ведении частных коллекций искусства – или даже организовать сервис личных помощников. Спектр возможностей определяется исключительно потребностями клиента. По сути, семейный офис – своего рода финансовый  hi-end консьерж-сервис, инфраструктура которого постепенно выстраивается от частного к общему на основе постоянного взаимодействия.

- В чем особенность деятельности семейного офиса посредством взаимодействия с управляющей компанией?

- Важнейшей из особенностей является изначально наработанное доверие, коммуникация с клиентом и опыт работы. В формат семейного офиса невозможно прийти случайно или сразу, это многоэтапный процесс. В первоначальном диалоге УК проводит аудит активов клиента для общего понимания ситуации, и уже на этом этапе часто выясняется, что часть активов являются или непрофильными или неэффективными, а о части активов и вовсе клиент не помнит. Далее следует разработка стратегии по структурированию и диверсификации подобных активов, будь то недвижимость или бизнес, оптимизация налоговой составляющей. Методом постепенного приближения удается составить долгосрочный план по управлению и контролю эффективности их деятельности, в европейской и американской практике такие планы могут разрабатываться на десятки лет вперед и включают в себя подробные инструкции на случай наступления тех или иных событий.

- Каковы перспективы данного направления на российском рынке?

- Перспективы в данном направлении выглядят обнадеживающими, а его внедрение – своевременным. События, происходящие в настоящем, свидетельствуют о том, что как бы сложно ни было сейчас с планированием, заниматься им необходимо, а увеличение горизонта планирования способствует возможности вносить коррективы и снижать риски в будущем. У нас практически не выстроена культура инвестирования. А нынешнее время учит нас внимательно отслеживать происходящее, жить на долгосрочную перспективу, а не с горизонтом в пару лет. В этой связи хочется отдельно выделить такой аспект, как наследование капитала, – это отдельная тема, которая требует тщательной проработки, но большинством откладывается до последнего момента, который наступает, как правило, неожиданно и несет в себе не только стресс, но и значительные риски.

- Почему эта деятельность выделена в отдельное направление?

- Выстраивание отношений с клиентом – долгий путь. Все больше клиентских активов сейчас нуждаются в аудите и диверсификации. Все шаги – от первоначального аудита до долгосрочного планирования – занимают продолжительное время, но изначально взаимодействие основывается на доверии и опыте, итогах и оценке УК работы за десятки лет. В этом сложном итеративном процессе самое главное – слышать клиента и быть услышанным ответно. В условиях нынешней неопределенности крайне важным оказывается умение отделить главное от второстепенного, повысить эффективность работы активов, составить даже не одну, а несколько стратегий управления активами. Это тонкий психологичный продукт, да и само название направления family office можно считать многозначным – это еще и особый тип отношений между клиентом и управляющей компанией.

«Как потратить.Санкт-Петербург» №63, февраль-март 2023 гг.