Димитрий Вебер: Мир парфюмерии ждет новая волна экстравагантных ароматов

Француз Димитрий Вебер однажды приехал в Австралию в командировку, а в результате создал первый австралийский парфюмерный бренд
Димитрий Вебер /Из личного архива

Название созданного Вебером бренда Goldfield & Banks в переводе на русский означает «Золотая земля». Это не просто красивая метафора и намного больше, чем отсылка к богатой золотом австралийской земле. Золотой запас Австралии – это еще и ее богатейший растительный мир, а фамилия Бэнкс – знак уважения британскому ботанику Джозефу Бэнксу, который составил первый в мире справочник, посвященный австралийской флоре.

В центре каждой композиции – уникальный для Австралии или редкий и при этом характерный для страны парфюмерный ингредиент: скалистый мох, борония, пустынное розовое дерево, тасманийский перец, икорный лайм. В интервью «Ведомости. Как потратить. Санкт-Петербург» Димитрий Вебер рассказал о том, как рассказывать о морях и закатах языком парфюмерии, какой австралийский цветок каждый год радует новым ароматом и где находится его «тайный сад» вдохновения.

- Если бы вам пришлось создать ольфакторную карту Австралии, какая местность стала бы ее столицей? Где можно ощутить самые удивительные ароматы?

- Безусловно, статус столицы получила бы тропическая Северная Австралия. Именно в этой части страны можно увидеть самое богатое природное разнообразие. Для меня это, вне всяких сомнений, стоит на первом месте по притягательности. Поэтому тем, кого вдохновляет мир ароматов, я в первую очередь рекомендую включить в свой маршрут Северный Квинсленд.

- Что изначально вдохновило вас на создание австралийского парфюмерного бренда? Что это было: аромат, опыт, история или человек?

- Меня очень вдохновила Австралия. Это нетронутые природные ландшафты удивительной красоты, непревзойденное разнообразие флоры, богатая и яркая культура. Мне захотелось создать коллекцию ароматов, которые станут данью уважения этой прекрасной стране и смогут рассказать о ней выразительным и тонким языком парфюмерии.

- Какую связь вы чувствуете с британским ботаником XVIII века Джозефом Бэнксом, который отправился исследовать австралийскую флору и впервые в истории описал растительный мир континента?

- Я действительно ощущаю некое родство: мы оба были европейскими путешественниками, которые посвятили себя исследованию природных богатств Австралии. Я, конечно, имел определенные знания об Австралии до приезда в эту страну, но страсть вспыхнула во мне лишь тогда, когда я соприкоснулся с ее ароматами.

- Какие растения из тех, что вы используете, уникальны для этой страны?

- К счастью, их слишком много, чтобы я попытался составить подобный список. Но выделить самые яркие я, безусловно, готов. В числе таких растений австралийский пальчиковый, или икорный, лайм – это дивной красоты цитрус, о котором за пределами Австралии мало кто слышал. В их числе скалистый мох, борония, австралийская мимоза, австралийский голубой кипарис. Я отношусь к большим поклонникам австралийского сандалового дерева Spicatum,  который, как мне представляется, можно использовать в бесчисленном количестве вариаций. А еще – роскошное дерево Будды с пряным восточным колоритом, карамельная ваниль из тропиков Северного Квинсленда и яркий, свежий и очень сексуальный тасманийский перец.

- Как вы открываете для себя новые растения и их ароматы – путешествуя, читая, исследуя, проводя лабораторные эксперименты?

- Раньше я много путешествовал, чтобы открыть для себя новые австралийские растения и их ароматы, но поскольку компания Goldfield & Banks сильно выросла за последние несколько лет, мы также получаем много образцов масел, которые нам присылают производители со всей страны. Я по-прежнему много путешествую, но мне сегодня очень помогают в работе локальные поставщики масел, эссенций, экстрактов, поэтому работа  в лаборатории с этими ингредиентами занимает довольно большое место.

- Есть ли ингредиенты, которые еще не использовались в парфюмерии, но имеют большой потенциал?

- Конечно! В Австралии тысячи видов растений, которые еще не использовались в парфюмерии, и мне не терпится открыть их для себя и превратить некоторые из них в духи. Я не могу раскрыть вам тайну и рассказать, какие из них меня больше всего интересуют в данный момент, потому что сейчас мы как раз создаем новые ароматы на их основе.

- Что изначально привело вас в Австралию и что связывает вас с этой страной сейчас?

- Впервые я посетил Австралию во время рабочей поездки с другим парфюмерным брендом. Мне пришлось проделать настолько долгий путь из Европы – и я действительно почувствовал себя на другом конце света, причем не только в плане географии, но сразу во многих отношениях. Австралия стала моим постоянным местом жительства около десяти лет назад. Я сделал выбор в пользу этой страну, потому что увидел в ней неисчерпаемый потенциал для новых открытий, и в тот период жизни для меня это было очень важно, я искал возможности для самореализации. Я с головой погрузился в процесс изучения  удивительной австралийской флоры и сегодня увлечен ею ничуть не меньше, чем десять лет назад.

- Что лично для вас является отправной точкой для создания нового парфюма, что стоит на первом месте?

- Обычно меня вдохновляет либо ингредиент, аромат которого я слышу впервые, либо одна из локаций в Австралии. Затем мне предстоит найти парфюмера, который разделяет мое творческое видение будущего аромата, и тогда мы приступаем к созданию нового австралийского парфюма с неповторимым характером и особенной историей. И еще мне необходимо побывать в местах, где произрастает растение, чтобы прочувствовать его энергию.

- Что послужило импульсом для создания ваших недавних релизов Silky Woods, Purple Suede и Sunset Hour?

- Однажды я просто прочитал в газете о том, что в Северном Квинсленде выращивают агаровое дерево, и связался с фермером, чтобы организовать экскурсию на эту плантацию. Это партнерство позволило создать Silky Woods, единственные в мире духи с эссенцией агарового дерева, произрастающего в Австралии. Идея Purple Suede пришла ко мне после того, как я впервые познакомился с абсолю тасманской лаванды, а Sunset Hour родился после удивительного отпуска в Бруме, Западная Австралия, где совершенно потрясающие закаты. Таких роскошных закатов нет больше ни в одной точке мира.

- Стал ли Goldfield & Banks первым парфюмерным брендом, использовавшим в ароматической композиции боронию? Что особенного в этом цветке?

- Интересно, что хотя борония используется в парфюмерии крайне редко, в первую очередь в силу того, что для большинства брендов это слишком дорогой ингредиент, пальма первенства принадлежит не австралийцам. Борония дебютировала в мире парфюмерии в 1956 году в композиции Dior Diorissimo. Борония – цветок, который произрастает только на островах Тасмании и является одним из самых дорогих компонентов в мире. Масло боронии, или более качественный абсолют, который мы используем в аромате Southern Bloom. Этот аромат – своеобразный портрет австралийской весны, которая, к слову, начинается не в марте, а в сентябре. Цветок боронии обладает необычным характерным ароматом, пряным, экзотическим и, я бы сказал, несколько абстрактным. Этот редчайший цветок каждый год весьма заметно меняет аромат, поэтому на флаконах мы указываем год урожая, который используется в производстве.

- Какие редкие ингредиенты вы первыми стали использовать в парфюмерии?

- Мы стали первым брендом, который использовал произрастающее в Австралии агаровое дерево в наших духах (в Silky Woods). Вместе с нашим брендом в мир парфюмерии пришли дерево Будды (аромат Desert Rosewood), икорный лайм (аромат Bohemian Lime), пустынный персик (аромат Sunset Hour) и еще несколько других растений.

- Есть ли у вас свой «тайный сад», какие-то особые места, которые вы посещаете для вдохновения или созерцания?

- Мне очень нравится тропический лес и сад в моем загородном доме в Порт-Дугласе, Северный Квинсленд. Свежий и чистый воздух этих мест подчеркивает красоту каждого природного аромата. Здесь все запахи кажутся чище, ярче, отчетливее. Это одно из моих любимых мест в Австралии, и оно определенно вдохновляет меня.

- Каким вам видится мир парфюмерии?

- Для меня парфюмерия – это рассказ, повествование. В этом смысле процесс создания ароматов для меня связан с литературой. Это очень увлекательно: тебе подвластна возможность заключить во флакон место, время, опыт, эмоции, истории. Воплощение идеи, возникшей у меня в голове, в парфюмерную композицию – это самая приятная и невероятно благодарная часть моей работы.

- Какие ароматы, по вашему мнению, появятся на мировом рынке в ближайшие несколько лет?

- Совсем недавно мы пережили локдауны, связанные с пандемией, и сейчас, на мой взгляд, у многих людей возникла потребность в более ярких красках, вкусах, эмоциях. Это обусловлено естественным желанием как-то компенсировать себе период вынужденной изоляции. Поэтому в мире парфюмерии я предвижу волну экстравагантности, появятся богатые фактурные ароматы, смелые цветочные композиции, сочные гурманские парфюмы. Людям особенно хочется, чтобы теперь, когда мы снова можем свободно общаться, на них обращали внимание. И аромат – важная составляющая этого процесса. Если говорить о брендах, я ожидаю активной экспансии и взлета популярности азиатских брендов. В частности, в Китае я уже заприметил несколько неординарных новых концепций.

«Как потратить.Санкт-Петербург» №63, февраль-март 2023 гг.