Никита Пашментов: новая жизнь элитарного искусства

Основатель мозаичной мастерской «Сад Гранат» – о возможностях творческого бизнеса и возрождении старинного искусства мозаики
Никита Пашментов /Из личного архива

Технологическое совершенство быта 21 века добавило немало кирпичей в знаменитой пирамиде Маслоу, благодаря чему у современного человека появилось много свободного времени, и возросла потребность в творческой самореализации. Сегодня широкое разнообразие различных курсов и мастер-классов успешно находит своего потребителя. Своих последователей среди непрофессионалов находят не только классический рисунок и живопись, но и такие нишевые виды искусства, как мозаика. Разбираемся в тонкостях «вечного» ремесла, современных технологиях и преемственности традиций вместе с основателем мозаичной мастерской «Сад Гранат» Никитой Пашментовым.

– Расскажите о том, как вы сами стали заниматься мозаикой.  

– Все началось с небольшой брошюры о мозаике, которая случайно попалась мне на глаза в библиотеке художественного училища имени Рериха (Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха. – «Ведомости»), где я в то время учился на художника-портретиста. Она не была особо информативной, но два тезиса меня все же заинтересовали. Первый – о том, что мозаика – одно из самых долгоживущих видов искусства. Как пример – прекрасно сохранившиеся мозаики из Помпеев и древних Шумер. Второй – тот факт, что когда-то Россия наравне с Италией была лидером в этой области. Михаил Ломоносов в свое время дал значительный толчок в развитии целого раздела монументального искусства благодаря своим научным опытам по созданию смальты, основного материала, используемого в мозаике. К сожалению, наследие великого ученого дошло до нас с большими утратами, а расцвет мозаичного искусства в сталинский период привел к упрощению техники мозаики в угоду масштабности проектов. Так мне захотелось не только все досконально исследовать, но и попробовать самому.

– В какой момент возникла идея создания собственного проекта?

– Необходимость создания мастерской возникла сразу, десять лет назад учиться мозаичному ремеслу в России было практически негде. Все начиналось постепенно: с маленьких вещей, создания самой методики преподавания и доступных курсов. Общее видение и концепция окончательно сформировались после поездки в Италию, где недалеко от Равенны находится одна из самых знаменитых мозаичных школ. Меня поразил ее масштаб, уровень работ учеников со всего мира, многие из которых не имели первоначально художественного образования и, конечно, сама творческая атмосфера. Вообще, одна из самых приятных особенностей узкоспециализированного искусства заключается в том, что вокруг тебя собираются единомышленники.

– Какие направления мозаичного искусства сейчас наиболее востребованы?

– Мозаика – это одновременно и просто, и сложно. Да, безусловно, есть классическая школа, и есть современная, основное отличие в используемых материалах и технике выполнения работы. Обычно в начале люди пробуют и то, и другое, а уже в последствии выбирают то направление, которое им ближе. Современный стиль более яркий и смелый благодаря использованию таких материалов, как смальта и витражное стекло. Классическая мозаика – это натуральный камень и естественные приглушенные цвета. Мы фиксируем волнообразный интерес то к одному, то к другому направлению, в этом году спрос смещается в сторону современной техники.

– Насколько процесс создания мозаики сейчас отличается от первоисточника?

– Одно из самых притягательных качеств мозаики – преемственность традиций. Разницы между техникой исполнения сегодня и принципом работы, который был три тысячи лет назад, нет, и в этом ее уникальность. Благодаря техническому прогрессу появилось множество материалов, значительно облегчающих труд мастера и дающих отличную возможность усложнить художественный момент в работе. Например, раньше приходилось готовить специальным образом подложку под мозаику, выравнивать ее и раствор для выкладки, что само по себе было долгим, грязным и пыльным процессом. Сейчас для работы достаточно бетонного основания и специального клея.

– Насколько влияют на этот вид искусства модные тренды?

– Мозаика в целом развивается совсем по-другому, чем другие виды искусства. Важно отметить, что в данный момент это прежде всего ремесло, и современная мозаика теперь, скорее, инструмент в руках художника, архитектора или дизайнера интерьера, который помогает решать поставленные задачи. Благодаря этому появляются более современные и абстрактные мотивы, а также новые техники исполнения. Мозаика – это как джаз, где всегда есть некое пространство для художника. Думаю, что именно сейчас мы наблюдаем максимальный уровень свободы для творческой мысли. Хотя мозаика всегда была сателлитом архитектуры, а ее технологии были неразрывно связаны со строительными. И раньше эта связь была гораздо монументальнее, чем сейчас. Я бы сказал, что сегодня происходит трансформация этого сопутствующего вида искусства в отдельное направление.

– Чем мозаика может быть интересна широкой аудитории и коммерческим компаниям, далеким от искусства?

– Сфера утилитарного применения мозаики достаточно широка. В данный момент обучение этому ремеслу интересно как людям без художественного образования, так и уже сложившимся профессионалам. Кроме этого, все более востребованными становятся реставрационные работы по сохранению исторического наследия. Растет спрос на частные заказы как внутри помещений, так и в ландшафтном дизайне. Кстати, оказалось, что мозаика отлично переносит наш суровый климат. Так же хорошо зарекомендовали себя тематические мастер-классы в рамках популярного у руководителей тимбилдинга, и, конечно, разнообразная выставочная деятельность.

– На ваш взгляд, сегодня можно удачно соединить бизнес и искусство?

– Соединить творческое и коммерческое начало концептуально довольно просто. Благодаря техническому прогрессу у современного человека появляется все больше и больше свободного времени. Так что основной вопрос на повестке дня сегодняшнего потребителя – как этим временем распорядиться. Такие потребности обусловлены максимально объективными обстоятельствами и, скорее всего, таких запросов будет становиться все больше, что и формирует целевую аудиторию для художественных проектов. Думаю, логистически бизнес, построенный на искусстве, ничем не отличается от любого другого бизнеса – те же инструменты, те же процессы, те же вызовы. Однако  здесь управленцу зачастую сложно сделать выбор в пользу масштабирования, так как некоторые принципы искусства и творчества противоречат такой концепции.