Дмитрий Рязанов: «Раньше русский шоколад никто никогда бы не купил по 700 руб. за плитку»

Генеральный директор конфетной фабрики «Культура»  рассказал, может ли российский шоколад конкурировать с бельгийским
Дмитрий Рязанов /«Культура»

Бренд петербургской фабрики конфет «Культура», начавшей работу около двух лет назад, за этот короткий срок уже успел найти большое количество почитателей. За последний год компании удалось расширить фирменную сеть до пяти магазинов, а также довести ежемесячный оборот до 15 млн руб. Генеральный директор фабрики Дмитрий Рязанов рассказал, может ли российский шоколад конкурировать с бельгийским, как изменился подход к кондитерскому делу у современных предпринимателей и почему сегодня важно не засекречивать технологии, а делиться ими.

 - В последние годы кондитерская отрасль переживает настоящий бум. Только в Петербурге сегодня официально зарегистрировано около 108 компаний, производящих шоколад и изделия из него. По вашему мнению, с чем это связано?

- Все просто. Появился спрос и понимание того, что вкус продукта важнее обертки. За последние пять-шесть лет вырос российский потребитель, который смотрит на локальный продукт не через призму «дешево и сердито». Он ценит вкус и качество. И это, безусловно, подстегивает местных предпринимателей открываться. Раньше русский шоколад никто и никогда бы в жизни не купил по 700 руб. за плитку, например, а сейчас берут. Мы долгое время жили с ощущением, что на Западе все самое лучшее, хотя это уже давно не так. Это определенно относится и к конфетам. В России стандарты отрасли зачастую жестче, чем в Европе, и ингредиенты качественнее, а уж с иностранным оборудованием и возможностью не следить за себестоимостью производства наши шоколатье способны на настоящие чудеса.

Важным моментом роста, безусловно, является и поддержка государства. Одна из главных задач которого – помочь максимальному числу предпринимателей, действительно готовых что-то делать. Сегодня, пожалуй, как никогда есть необходимое для развития и успеха окно возможностей. Скорее, даже не окно, а настоящий вихрь. И кто в него попадет, тот там и останется.

Ни для кого не секрет, что мы получили документы на запуск фабрики буквально за пару дней до начала специальной военной операции на Украине. И нам пришлось действовать очень быстро. В тот момент у нас был одобрен кредит на $500 000 в одном из банков, но процентная ставка вдруг стала непосильной. К сожалению, большинство коммерческих банков не замотивированы на работу с начинающими проектами и с малым бизнесом и сотрудничают только с крупными компаниями. В Санкт-Петербурге готовым решением в такой ситуации для нас стал Фонд развития предпринимательства. Рекомендую обратиться туда, если вы проходите по критериям, и воспользоваться его возможностями. За фантастические по всем меркам 14 дней фонд помог нам пройти все возможные комиссии и службы безопасности и получить в итоге деньги, благодаря чему мы успели закупить и привезти необходимое оборудование.

- Можно сказать, что вместе с потребителем изменился и предприниматель?

- Однозначно – да. Изменилась вся структура потребления: от производителя до мерчандайзера и покупателя. Появилась внутренняя ответственность. Мы с вами немножко подросли и перестали заниматься диким капитализмом, когда где-то что-то купили и где-то что-то продали. Современному предпринимателю хочется быть промышленником, производственником. Бизнес-процессы стали интереснее, появился необходимый опыт, мы теперь не просто ездим за границу отдыхать, но и для того, чтобы учиться и выстраивать полноценный диалог, и это прекрасно.

Поменялся и подход: мы стали делать продукт хорошим, а раньше мы в лучшем случае делали хороший маркетинг. Например, в нашей компании мы не вкладываем много денег в упаковку – это просто коробка, и она не должна стоить больше 5% от общей стоимости продукта.

Еще одним существенным моментом стало изменение позиции внутри самих участников рынка. Последние два года, когда все друг другу помогают и друг про друга рассказывают, привели к тому, что наше отношение к конкуренции тоже изменилось. Я могу сегодня спокойно рассказывать о своих партнерах, которые занимаются шоколадом, потому что я горжусь тем, что они находятся здесь, в Петербурге. Сейчас важно не закрываться, как раньше, не прятать технологии, не обезличивать работников компании, не засекречивать производство, а наоборот – делиться своим опытом.

- С какими сложностями пришлось столкнуться на фоне логистических ограничений, удорожания поставок сырья из других стран и так далее?

 - Надо сказать, что мы изначально делали ставку на работу с местными производителями: нашли идеальное масло в Брянске, прекрасные сливки в Нижнем Новгороде и, пожалуй, лучший шоколад в Петербурге. Когда мы только начинали, нас часто спрашивали: вы на бельгийском шоколаде работаете? Звучало немного обидно, потому что мы сотрудничаем с российской компанией, которая уже давно зарекомендовала себя на рынке шоколада и 90% продукции отправляет на экспорт, в том числе в Китай.

Конечно, сырье, которое мы получаем из-за границы, особенно из Европы, сильно выросло в цене, в среднем на 30–35%. Но здесь нужно четко понимать: что-то нельзя заменить, например черешню амброзио с ее неповторимым привкусом ликера амаретто. Но количество граммов, которое используется в итоге, не настолько велико и привело к росту цены в два-три рубля, при этом мы не потеряли в качестве. В случае, например, с сицилийскими фисташками мы сменили поставщика, потому что нашли продукт такого же качества в Иране. Конечно, есть рост цен и у русских поставщиков, но они более отзывчивы и с ними всегда можно договориться. Хочу отметить, что компании, которые сейчас занимаются поставками компонентов, работают лучше, чем два года назад.

От курсовых разниц никто не застрахован. Нам просто какое-то время приходится к этому адаптироваться и нивелировать это за счет объема. Пока математически эта система работает, последний раз мы повышали цены на наш продукт около семи месяцев назад.

- Как повлиял на кондитерскую отрасль уход крупных иностранных игроков с рынка?

- Уход больших игроков позволил всем нам не тратить деньги на маркетинг. Представьте себе, что вы маленький, но гордый бренд, а вокруг вас огромные киты с огромными бюджетами, которые могут себе позволить пять лет демпинговать по цене и не пускать ваш продукт на полку. Как раз недавно у нас состоялась встреча с представителями одной из известных крупных торговых сетей, и они сказали, что, наверное, еще лет пять назад никто не мог себе и представить, что предложение о сотрудничестве в принципе сможет возникнуть. На 10 лет вперед все промоместа были расписаны. А сегодня российский бренд получает возможность представить свой товар бесплатно, потому что он хороший, и все в нем заинтересованы.

- Есть ли в ваших планах выход на международный рынок?

- Я считаю, что прежде чем идти за границу, мы должны быть максимально представлены в России. Хотя у нас есть предложение из Дубая, наша цель на ближайший год – расширение сети магазинов под собственным брендом внутри страны. Сейчас у нас пять магазинов в Петербурге. А хочется в ближайшие два-три года открыть магазины еще в Красноярске, Москве, Оренбурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Смоленске и Калининграде.

Ничего заоблачного, я прекрасно понимаю, что это забег на длинную дистанцию. Масштабирование компании – это не простой процесс, нужен надежный партнер на месте, организация достаточно сложной логистики, увеличение под растущие нужды производства. Сейчас площадь нашей фабрики составляет 430 кв. м, мы производим 80 т продукции в год. В данный момент у нас идет стройка еще 300 кв. м цеха, и мы хотим увеличить объемы производства до 170 т в год.

На мой взгляд, рост должен быть органичным и без потери качества. Наша задача – максимально все производить в Северной столице, ведь у нас на коробке даже написано: «Сделано в Санкт-Петербурге».

 - А у Санкт-Петербурга есть свой вкус?

 - Да, конечно. Для нас это водка, кофе и шоколад. Эти ингредиенты легли в основу самой петербургской конфеты. В ее разработке участвовали четыре локальные команды, известные и на российском, и на мировом уровне. Получилось вкусно.

Полная версия текста размещена в журнале «Как потратить | Северо-Запад» (приложение к газете «Ведомости Северо-Запад»), № 10 (67), декабрь 2023 – январь 2024.