Бизнесу пора на экспорт

Для высокотехнологичных производств, продуктов питания и ИТ экспорт должен стать главным направлением развития
В мире появились огромные сложные рынки, на них есть спрос, но наши производители запрещают себе о них думать

Сегодня мы наблюдаем мощную трансформацию невиданной глубины, которая открывает возможности для возникновения новых лидеров бизнеса. Формируются новые центры экономического развития, цепочки поставок, международные паттерны сотрудничества. Происходят корневые изменения в международных расчетах и валютной корзине. Даже именитые и крупные бизнесы чувствуют изменения и в стране, и во всем мире, и приходят к пониманию, что нужно меняться.

В мире появились огромные сложные рынки, на них есть спрос, но при этом наши производители запрещают себе о них думать. Но именно экспорт сегодня становится самым важным направлением деятельности, поскольку в мировой экономике существуют и другие центры роста помимо России. БРИКС с его экономиками будет определять мировой рост в ближайшие несколько десятилетий. Будет происходить замещение поставщиков, и лучше развиваться сразу на нескольких рынках, чем только на одном, пусть и растущем отечественном.

Наиболее высокие шансы заняться экспортом сегодня есть у высокотехнологичных производителей недвойного назначения: их оборудование будет конкурентоспособным по соотношению цена-качество. Будут востребованы бизнесы, производящие качественные продукты питания, возможно, с культурной привязкой к России, но можно и без нее: спрос на продукты будет расти, особенно на качественные и недорогие. ИТ-продукты, прежде всего fintech и решения на базе нейросетей – тоже окажутся востребованными: тренд цифровизации набирает силу и будет доминировать еще многие годы.

Если бизнес окажется готов переосмыслить себя как ответственного лидера, сплотить команду вокруг новых смыслов, запустить превращение в импульс-компанию, его ждет успех. Но, конечно, не стоит пренебрегать институтами поддержки экспорта, важно правильно выбрать регионы и направления развития, запланировать работы по адаптации и локализации продукта, начать поиск первых потенциальных партнеров.

Можно ожидать, что Россия вернется к той позиции, в которой экономика нашей страны была в начале XX века. В этот период Российская империя наряду с США занимала ведущее положение в мировом сельском хозяйстве. Национальный доход страны составлял 7,4% от общемирового, и всю вторую половину XIX века Российская империя делила с США первое место по темпам роста промышленного производства.

У нас есть интеллектуальный и ресурсный потенциал, благодаря которому мы можем к этому вернуться. Мы вполне можем войти в пятерку ведущих экономик мира, а если очень хорошо поработаем, может быть, даже в тройку. Но очень важно каждому сильному и ответственному бизнесу сейчас самостоятельно начать делать реальные шаги. Не ждать, перестать прокрастинировать, проснуться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.