Сети и покупатели сделали ставку на локальное

Доля отечественной продукции в ассортименте ретейлеров достигает уже 95%
Чтобы компенсировать спрос, торговые сети делают ставку на отечественного производителя и развивают собственные торговые марки

В этом году ретейл продолжил адаптироваться к новым реалиям и текущим потребительским трендам. Крупные розничные сети не только сохранили доступность и ассортимент товаров, но и импортозаместили многие позиции, запустили новые форматы магазинов и клиентские сервисы.

Рынок продовольственного ретейла стабилизируется. В этом году покупательский трафик показал довольно устойчивый спрос. Хотя покупательская активность в СЗФО в сравнении с другими регионами страны восстанавливается медленнее. Так, по данным NielsenIQ, за I полугодие 2023 г. по сравнению с тем же периодом 2022 г. продажи товаров повседневного спроса (FMCG) в СЗФО в финансовом выражении выросли всего на 3,2% А, например, в Поволжье, на юге страны, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке отмечен рост более чем на 12%. Это частично связано с оттоком покупателей из Европы.

Чтобы компенсировать спрос, торговые сети ищут новые возможности для поддержания и восстановления покупательского интереса. В первую очередь они делают ставку на отечественного производителя и развивают собственные торговые марки (СТМ).

2022 г. дал толчок для развития отечественных брендов, которые становятся все популярнее у потребителей. Российские производители активно пользовались возможностями, появившимися после ухода из страны некоторых иностранных компаний или сокращения их инвестиционной активности. Так, за 2023 г. новые российские бренды заняли заметную долю в категории газированных напитков. Кроме того, российские производители расширяют присутствие в непродовольственном сегменте. Например, в прошлом году в нашей сети появилось около 400 отечественных новинок в категориях косметики и бытовой химии.

Покупатель тоже выбирает отечественную продукцию: растет спрос на российские бренды. Доля отечественной продукции в ассортименте ретейлеров достигает уже 95%. При этом доля локальных поставщиков в продажах, например, в категории хлеб и хлебобулочные изделия – уже достигает 100%, в категории молочные изделия – около 50%, в мясной гастрономии – 32%. Растет и удовлетворенность покупателей ассортиментом продукции местных производителей. По нашим исследованиям, рост составляет на 5% год к году.

При этом крупные игроки также сфокусировались на развитии и включении в ассортимент продукции мелких производителей и фермеров, на которую есть спрос, но пока она представлена недостаточно. Такие товары воспринимаются аудиторией как «свои», свежие, полезные, а ассортимент является одним из ключевых дифференцирующих факторов для любой сети. Поэтому ретейлеры пилотируют новые модели сотрудничества. Одна из них – создание агрегаторов фермерской продукции, которые позволяют  упростить поставки продукции на полку.

Также растет интерес покупателей к продукции собственных торговых марок (СТМ) сетей. По нашим данным, товарооборот СТМ в СЗФО за год вырос на 7,8%.  Доля СТМ в продажах достигла 20%, то есть почти каждый пятый товар в сетях приобретается под СТМ. В соответствии с данными NielsenIQ, за первые восемь месяцев 2023 г. компании вывели на рынок 7337 продуктов под новыми марками. В основном это бренды товаров повседневного спроса. Второй год подряд количество запусков серьезно превышает средние значения предыдущих лет, и этот тренд продолжит развиваться.

С учетом того, что покупатели все более осознанно подходят к выбору товаров и активнее переключаются на более выгодные предложения, СТМ станет одним из ключевых трендов, определяющих развитие FMCG-рынка и в следующем году. Розничная торговля как одна из самых динамичных отраслей сейчас использует максимум имеющихся возможностей для развития в разных каналах и для разной аудитории, ретейлеры продолжают адаптироваться и искать новые точки роста для устойчивости бизнеса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.