Продажи продуктов и товаров в Петербурге и Ленобласти в сентябре выросли на 15-20%
На рост повлияли увеличение цен, приход на рынок новых брендов и низкая база прошлого годаОбъем розничных продаж продуктов питания и непродовольственных товаров в Санкт-Петербурге в сентябре 2023 г. вырос по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 20,2% до 203,5 млрд руб., подсчитали в Петростате. За девять месяцев текущего года в сравнении с тем же периодом 2022 г. прирост составил 7,2%. Продажи за январь-сентябрь достигли 1,66 трлн руб. Напомним, что в I квартале 2023 г. этот показатель находился ниже значений прошлого года, а рост в годовом выражении начался только с апреля.
В Ленинградской области объем реализованной продукции в сентябре вырос меньше, чем в Петербурге. Продажи увеличились на 15,4% к аналогичному месяцу прошлого года, составив 60,5 млрд руб. Однако месяцем ранее (в августе в годовом выражении) оборот розницы вырос только на 9,7%. Соответственно, в сентябре тенденция к восстановлению спроса в Ленобласти значительно усилилась. За девять месяцев текущего года оборот розницы в регионе прирос на 3,7%, до 502,9 млрд руб. Ранее издание «Ведомости Северо-Запад» со ссылкой на губернатора Ленобласти Александра Дрозденко сообщало, что к концу года власти планируют достигнуть показателя продаж в 700 млрд руб.
В обоих регионах основной вклад в восстановление потребительского спроса внесли непродовольственные товары. В Петербурге в сентябре их продажи выросли на 27,2%, до 135,7 млрд руб., а в Ленобласти на 21,7%, до 33,4 млрд руб. В то же время объемы реализованных продуктов питания в Петербурге выросли только на 8,1%, в Ленобласти – на 8,5%.
Председатель комитета по торговле Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Чтецов отмечает, что в сегменте непродовольственной розницы активный рост во многом связан с появлением самого предмета продаж. В 2022 г. на фоне геополитической ситуации импортные товары исчезали с рынка. А в 2023 г. в торговых центрах города начали массово появляться магазины новых брендов. «Кроме того, в Петербурге и Ленобласти стали открываться салоны, торгующие автомобилями из Китая, которые из-за ухода иностранных брендов показывают хорошие продажи», – говорит Чтецов. Он также добавил, что в Ленобласти рост оборота продаж в том числе связан с активным расширением крупных торговых сетей, которые продают не только продукты питания, но и непродовольственные товары, включая косметику и бытовую химию.
С другой стороны, эксперты считают, что вклад в увеличение оборота продаж внес и рост цен на товары. В сентябре, по данным Центробанка, годовая инфляция в Петербурге и Ленобласти составила 5,5%. Однако отдельные товары, включая одежду, бытовую технику и автомобили, подорожали больше, говорят эксперты.
Генеральный директор ИА «INFOLine» Иван Федяков добавляет, что хотя на рынке с учетом всех факторов наблюдается увеличение продаж, такие показатели частично обусловлены низкой базой прошлого года. Напомним, что в январе-сентябре прошлого года в сравнении с тем же периодом 2021 г. продажи непродовольственных товаров в Петербурге упали на 11,3%, в Ленобласти – на 5,8%. «База 2022 г. искажена из-за последствий геополитической ситуации, поэтому сейчас на рынке наблюдается положительная динамика, и, вероятно, она продлится до конца 2023 г.», – резюмировал он.