Придаст ли электротранспорт ускорение лизингу

По итогам I полугодия 2023 г. доля лизинга легковых авто на рынке снизилась, но новым драйвером может стать электротранспорт
Стать новым драйвером для автолизинга вполне может электротранспорт

Электромобили набирают силу: ведущие автопроизводители, заработавшие имя на машинах с ДВС, уже выпускают электрокары или анонсируют их появление в своей линейке, на рынке появляются и новые игроки, а правительства разных стран по всему миру субсидируют развитие данного типа транспорта. Российский авторынок за последние два года пережил ряд значительных трансформаций – страну покинули многие известные бренды, зато их место заняли новые производители, оживился отечественный автопром. Все это, безусловно, создало новую среду, подталкивающую и частных лиц, и бизнес к экспериментам, в том числе и с электромобилями.

Для лизингового рынка автотранспорт уже много лет является основным драйвером развития. Аналитики «Эксперт РА» в недавнем обзоре данного сегмента приводили цифры, согласно которым за период с 2017 по 2022 гг. объемы нового бизнеса автолизинга выросли в 3,7 раза, до 967 млрд руб., а по итогам 2021 г. его размер превысил 1 трлн руб. Доля сегмента на рынке за 2017 г. составляла около 35%, а по итогам первого полугодия 2023 г. автолизинг занимал уже почти половину рынка лизинга, достигнув отметки в 49%.

При этом показатели в сегменте легковых автомобилей выглядят иначе: с 2022 г. под влиянием геополитического кризиса динамика лизинга легковых автомобилей показала снижение, и к концу прошлого года объем нового бизнеса сегмента достиг отметки в 339 млрд руб. с долей на рынке лизинга 17,1%. По итогам первого полугодия 2023 г. доля лизинга легковых автомобилей на рынке опустилась до 15,4%, составив 229 млрд руб. в денежном выражении. Безусловно, это спровоцировано общим состоянием авторынка – ростом цен и снижением спроса, однако в то же время это говорит и о том, что рынок готов к чему-то новому. Но стать новым драйвером для автолизинга вполне может электротранспорт.

По данным «Автостата», за 10 месяцев 2023 г. в РФ было продано 10 465 электромобилей, что в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Говоря о данном сегменте как о драйвере автолизинга имеется ввиду дополнительный импульс, а не полноценное вытеснение электрокарами автомобилей с иными типами двигателей. Но не стоит строить иллюзий относительно скорости развития данного сегмента, хотя и можно предположить, что в обозримом будущем она может увеличиться.

В первую очередь на потенциал сегмента указывает государственная политика. Развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры происходит в рамках стратегической инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». Инициатива, которую реализуют Минэкономразвития, Минпромторга и Минэнерго, состоит из трех этапов – запуска рынка и создания инфраструктуры, наращивания спроса и загрузки производств, локализации этих производств в России.

Согласно данной стратегии к 2030 г. доля электроавтомобилей в общем объеме производства транспортных средств в России должна достигнуть минимум 10%, к тому же времени в стране должны заработать более 1000 водородных заправок и более 72 000 зарядных станций для электроавтомобилей.

При этом государство не забывает и о стимулировании спроса у граждан и отечественного бизнеса, предлагая скидку в размере 35% на покупку в кредит или лизинг электромобиля российского производства; налоговые льготы, возможность бесплатных парковок в крупных городах и бесплатного проезда по некоторым платным трассам; субсидирование агрегаторов такси и каршеринга для снижения стоимости поездок для тех пользователей, которые выбирают электромобили; возможный пересмотр стоимости ОСАГО для электромобилей в такси и каршеринге.

Все эти шаги делают электромобили реальным инструментом развития бизнеса. Особенно когда речь идет о такси или каршеринге, ведь подобные льготы помогают и формировать автопарки с выгодой, и экономить на их обслуживании.

Для лизинга это крайне интересный момент. «Эксперт РА» со ссылкой на столичные власти недавно сообщил, что парк такси Москвы и области располагает 155 000 автомобилей (60 000 в Москве и 95 000 – в Московской области), 60% из которых находятся в лизинге. В каршеринге таких машин около 30 000 и практически все они приобретены в рамках договора лизинга. Дальнейший рост и обновление парков в данных сегментах будет поддерживать и спрос на лизинг. При этом логично предположить, что вместе с ростом доли электрокаров в этих парках вырастет и число лизинговых сделок с подобным типом автомобилей.

На рост сегмента электрокаров намекает и другая часть рынка. За последние годы особое значение для России приобрел автопром КНР – за 10 месяцев 2023 г. 80% всех поставок импортных автомобилей в Россию пришлось на Китай.  

И тут интересно будет заметить, что согласно информации Всемирной базы данных продаж электромобилей EV-Volumes, китайский экспорт электрокаров растет от года к году, в первом полугодии 2023 г. он составил 800 000 единиц или 34% всего автоэкспорта Китая. Главным экспортным рынком для электрокаров стала Европа, а не Россия. Однако эта статистика косвенно говорит об определенном интересе производителей из КНР к электротранспорту, а поскольку для России Китай стал главным поставщиком автомобилей, то можно предположить, что этот интерес перейдет и на наш рынок.

Что касается нашей компании, то по итогам 9 месяцев 2023 г. доля сделок с электрокарами от всех сделок компании с легковыми автомобилями составляет чуть более 1%, при этом более 50% совершенных сделок приходится на электрокары отечественного производства, а порядка 36% – на китайские электромобили, что во многом объясняется наличием госсубсидий для российских моделей и доступностью китайских предложений.

Развивая данный сегмент, мы одними из первых предложили клиентам и операционный лизинг электрокаров. Это особое направление, которое значительно отличается от операционного лизинга иных автомобилей. На рынке уже есть инструменты для финансирования оборудования для электрозаправочных станций по технологии экспресс-лизинга. Без инфраструктуры рынок электрокаров существовать не сможет.

Резюмируя, можно сказать, что хотя пока доля сделок с электрокарами в лизинге и невелика, но у данного сегмента есть все шансы продолжить рост, а также придать ускорение и всему российскому автолизингу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.