Что мешает переработке мусора
В Петербурге и Ленобласти, как и во всей стране, к 2030 г. должны перерабатывать не менее 50% бытовых отходовПроблема переработки отходов во вторсырье заключается не в том, сколько теоретически ТБО можно переработать, а в том, есть ли реальный запрос на этот вторпродукт
Президент РФ Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию в конце февраля, поставил задачу, чтобы к 2030 г. в стране сортировались все твердые отходы. Целевыми показателями нацпроекта «Экология» также установлено, что к 2030 г. 50% всего бытового мусора нужно направлять на захоронение, а еще 50% – на переработку. Для этого в России планируется построить около 400 объектов по обращению с отходами и восемь экопромышленных парков.
В России ежегодный объем отходов производства и потребления составляет примерно 8 млрд т, из них 60 млн т — это твердые бытовые отходы. Линейный подход привел к тому, что работающие в стране полигоны ТКО практически исчерпали свой ресурс. Количество накопленного мусора в РФ оценивается в 40 млрд т. Функционирующие свалки уже не могут принимать ТКО, а новые площадки не сформированы.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области ситуация схожая. «Невский экологический оператор» (НЭО) и «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области» (УКООЛО) должны построить ряд новых заводов по обращению с ТКО. К сожалению, пока что единственным работающим объектом, первая очередь которого мощностью 200 000 т была запущена в конце 2022 г., остается КПО «Волхонка» в Петербурге. Запуск второй очереди позволит довести мощность обработки мусора до 600 000 т. В ближайшие месяцы УКООЛО планирует запустить КПО «Кингисепп», который сейчас находится в активной стадии строительства. Объект рассчитан на входящий поток 300 000 т отходов в год, ожидаемый процент утилизации — 50%.
До конца 2024 г., по прогнозам НЭО, будет достроен КПО «Островский». Мощность комплекса составит 600 000 т в год. В 2025 г. также ожидается ввод КПО «Рахья» (его строит УКООЛО), который будет принимать более 300 000 т отходов. Следующий по списку – городской КПО «Новоселки» (сроки ввода объекта – IV квартал 2025 г., мощность – 600 000 т). Сроки строительства еще двух КПО от НЭО сегодня назвать сложно. «Дубровка» (600 000 т) ранее получила положительное заключение экологической экспертизы, однако Федеральное агентство водных ресурсов внесло карьер, отданный под этот проект, в реестр водных объектов. Наконец, по КПО «Юго-Западный» (или «Брандовка») с мощностью обработки 600 000 т конкретные сроки реализации пока неизвестны.
Предположим, что к 2030 г. все указанные выше предприятия будут введены в строй. Тогда их суммарная входная мощность перекроет возможные потребности, даже с учетом роста массы отходов. Всего в Ленинградской области по итогам 2023 г. образовалось порядка 740 000 т мусора, а в Петербурге в 2023 г. было собрано 1,7 млн т отходов (почти на 100 000 т больше, чем в 2022 г.). Но реально ли перерабатывать 50% всего мусора, который будет поступать на эти заводы?
Проблема переработки отходов во вторсырье заключается не в том, сколько теоретически ТБО можно переработать, а в том, есть ли реальный запрос на этот вторпродукт. Согласно расчетам НЭО, в структуре всех твердых коммунальных отходов, которые поступают на КПО, лишь 15% приходится на вторичные материальные ресурсы (пластик, стекло, металл, бумага). Еще около 40% составляет органика, которую можно перерабатывать методом компостирования. Еще около 20% поступающих отходов теоретически можно использовать для выработки RDF-топлива. Оставшиеся 25% – это неутилизируемые фракции, которые подлежат захоронению (так называемые хвосты).
В теории цифры выглядят перспективно. На практике региональные операторы могут столкнуться с тем, что они просто не найдут покупателей на все вторсырье. Возьмем для примера SRF (или RDF) топливо. Как ранее сообщал НЭО, оператор рассчитывает выйти на рынок поставок топлива для цементной промышленности. Но реализацию таких планов в краткосрочной перспективе можно поставить под сомнение. Да, в России наблюдается рост внутреннего спроса на цемент, однако технологии пока не позволяют российским заводам быстро увеличить производство, и удовлетворение спроса идет в том числе за счет импорта. Соответственно, использование SRF-топлива потребует модернизации технологического оборудования, в том числе очистных систем, а эти затраты значительно снизят рентабельность производства цемента.
Стоит отметить, что для того, чтобы на переработку уходило не менее 50% всего образующегося мусора, регионам необходимо наладить эффективную систему его раздельного сбора. В том числе развивать систему контейнерных площадок, расположенных как вблизи многоквартирных домов, так и в сельской местности. Параллельно нужно внедрять технологии, позволяющие повысить долю ТКО входящего потока, направляемых на утилизацию. Использовать экологичные виды транспорта, что сокращает количество вредных выбросов в атмосферу и ряд других мер. Пока эта работа тоже ведется не слишком эффективно.
Важно учесть, что на пути к глубокой вторичной переработке власти уже столкнулись с серьезным противодействием. Строительство мусороперерабатывающих комплексов почти всегда наталкивается на высокий общественный резонанс. Помимо пристального внимания общественности это еще судебные иски, и жалобы и т. д. Нужно понимать, что среди тех, кто выступает против строительства комплексов, действительно есть люди, которые озабочены соблюдением экологических норм и требований. Но есть и те, кто преследует свои интересы, например, политические. Есть еще и жители, которые, естественно, не хотят, чтобы КПО строили поблизости. Здесь выходом может быть только диалог, в котором можно разрешить противоречие: с одной стороны, население требует не строить заводы по переработке, с другой – закрыть действующие полигоны. Есть известное выражение: «Хороший гражданин требует, чтобы было больше хороших дорог, хороших школ, хороших больниц и меньше налогов». Нужен компромисс.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.