Как привлечь в Петербург инвестиции из Китая

Сейчас дружественные страны наращивают поставку в Россию товаров и оборудования, а регионы ждут инвестиций
Чтобы привлекать иностранные компании не только как импортеров, но и как инвесторов, нужны новые инструменты поддержки

Товарооборот России и Китая за прошлый год вырос на 26,3% и достиг, по данным Главного таможенного управления КНР, рекордных $240 млрд. В первые два месяца 2024 г. (более свежие данные еще недоступны) рост торговли составил 9,3% – до $37 млрд, при этом экспорт из Китая в Россию вырос на 12,5%.

Россия по большей части экспортирует в КНР энергоносители — нефть, природный газ и уголь, а также медь, древесину, топливо и морепродукты. Из КНР же в нашу страну поступает широкий перечень готовой продукции — от автомобилей и смартфонов до промышленного оборудования и игрушек. Однако для того, чтобы привлекать к нам инвесторов не только как поставщиков компонентов, комплектующих и оборудования, а также как компании, приносящие в Россию технологии и собственные разработки, создающие новые производства, необходимо формировать соответствующее предложение как для китайских, так и для любых других иностранных инвесторов, заинтересованных в российском рынке. Переориентация с западного бизнеса на партнеров с Ближнего Востока, из Азии и Африки диктует необходимость пересмотреть подходы и перечень инструментов привлечения.

Чтобы привлекать иностранные компании не только как импортеров, но и как инвесторов, нужны новые инструменты поддержки. В этом контексте в первую очередь есть смысл посмотреть на уровень поддержки и конкретные меры стимулирования, работающие в том же Китае – одной из самых крупных и динамично развивающихся экономик мира. В КНР кредиты предоставляются без залога, деньги для инвестиций можно привлечь под 3,6%. ЕСН снижен до 0%, НДС до 1-3%, а малые предприятия вообще не платят его. Компании, инвестирующие в новые проекты, могут вернуть до 75% расходов на НИОКР. Плюсом к этому идут субсидии на технологическое развитие, энергосбережение, увеличение экспорта, строительство особых экономических зон, корпоративное развитие и многое другое. Все это позволяет китайским производителям создавать принципиально новые продукты и прорывные технологии, наращивать объемы производства для максимального охвата экспортных рынков и становиться одной из самых сильных и экономически независимых стран.

Россия могла бы взять пример Китая как ориентир для привлечения в страну иностранных инвестиций из дружественных стран. Но, конечно, для этого нужно ограничить круг компаний, привлекаемых на этих условиях. Это должны быть платежеспособные, готовые в конкретные сроки реализовать проработанный наукоемкий проект команды. В абсолютных цифрах, опираясь на уже имеющийся опыт, можно говорить, что объем инвестиций в гектар должен быть не менее 1 млрд руб. Срок реализации от старта проектирования до ввода в эксплуатацию промышленного объекта – в пределах трех лет. И не менее 30% от общего объема вложений должно быть направлено на НИОКР.

Правда, в погоне за иностранными инвесторами нельзя забывать и о российском бизнесе.  Прошло два года с момента ввода санкций в отношении России, за это время бизнес «пришел в себя» и успел адаптироваться к ситуации, найти для себя оптимальные пути и каналы развития. Уход с рынка европейских и американских компаний дал возможность многократного роста российской промышленности при обеспечении конкурентных мер поддержки в России как российского, так и иностранного бизнеса.

Государство уже продемонстрировало готовность «идти навстречу инвестору», например, увеличив число территорий преференциальных режимов и расширяя площади действующих ОЭЗ. За последние три года в РФ было создано 20 новых ОЭЗ, расположенных в половине регионов страны. В них уже вложено более 1 трлн руб. частных инвестиций, и еще не менее 5 трлн руб. планируется вложить. Мультипликативный вклад ОЭЗ в ВВП за прошлый год оценивается в 888 млрд руб. Параллельно государство оптимизирует «Закон об ОЭЗ», облегчая условия вхождения в проект и сокращая сроки реализации проектов инвесторов.

Но как показало общение с инвесторами самого разного уровня, ключевым фактором как для российских, так и для иностранных компаний при принятии решения об инвестициях является гарантированный государством объем закупок. Гарантия сбыта продукции позволяет максимально комфортно чувствовать себя компаниям, эффективно планировать производственную деятельность и финансовые потоки, а значит, чувствовать безопасность на том рынке, куда инвестируются средства. Гарантия может быть закреплена, например, в офсетном контракте или любой другой форме госзакупок. И это будет играть определяющую роль.

Поэтому для отечественных компаний, готовых замещать ушедшие технологии и материалы, вкладываться в исследования и разработки, воплощать прорывные идеи, условия должны стать еще более лояльными – наподобие правила «третий лишний». Работа, направленная на оба типа инвесторов, позволит максимально охватить и реализовать промышленный потенциал страны, одновременно привлекая на конкурентоспособных условиях как внешних, так и внутренних инвесторов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.