Какому бизнесу нужны соцсети

Социальные сети не являются универсальным ключом для успеха абсолютно всех компаний
Для B2B-компаний отраслевые выставки и конференции, электронные рассылки и привычные персональные встречи могут быть более эффективными, чем соцсети

В эпоху цифровизации компании все чаще переходят в онлайн-пространство. Социальные сети становятся для них не просто дополнением, а необходимостью. Но при этом соцсети не являются универсальным инструментом для всех. Иногда альтернативные методы и каналы коммуникации могут более точно соответствовать специфическим задачам и целям компаний.

Можно выделить несколько важных аргументов «за» развитие социальных сетей для бизнеса. В первую очередь они дают предпринимателям платформу для широкого охвата аудитории. Это может использоваться как в целях бренд-маркетинга – повышения узнаваемости, формирования целевого имиджа торговой марки или продукта, демонстрации конкурентных преимуществ, так и performance-маркетинга – привлечения новых клиентов, удержания и развития продаж существующим.

Социальные сети открывают возможность для прямого взаимодействия с клиентами: можно отвечать на вопросы, читать отзывы, причем как положительные, так и отрицательные. Быстрая обработка жалоб может даже укрепить репутацию компании, купировав негатив на ранней стадии.

Кроме того, компании имеют возможность таргетирования на конкретные клиентские группы и сегменты. В этом плане соцсети не имеют аналогов среди офлайн-инструментов, так как бизнес здесь имеет доступ к узким клиентским нишам вроде любителей редких видов спорта.

Эти факторы развивают вовлеченность и лояльность аудитории к бренду. Но есть и еще один устойчивый тренд, который становится все более важным для продвижения корпоративного бренда в соцсетях. Соцсети сегодня стали эффективным работающим каналом для найма сотрудников и привлечения талантов, особенно на фоне острого дефицита кадров.

Во-первых, широкий охват аудитории позволяет выйти на пользователей, которые если не активно ищут работу, то могут быть заинтересованы в новых возможностях. Это касается и «синих воротничков», которых можно перетягивать таргетированной рекламой из разнорабочих на заводе в водителей троллейбусов, так и «белых воротничков» за счет более фокусного хедхантинга.

Во-вторых, интернет-площадки позволяют развивать бренд работодателя, делать его более привлекательным для кандидатов. Через соцсети можно демонстрировать корпоративную культуру, ценности компании и рабочую среду. Как правило, людям интересно узнать о «внутрянке» бизнеса, заглянуть в замочную скважину. Поэтому в соцсетях предприятия могут публиковать интервью с сотрудниками об истории их успеха, карьерном пути, личных впечатлениях от работы. Кроме того, сегодня популярен формат «день из жизни», показывающий повседневную работу предприятия: виртуальные туры, обзоры офиса и рабочих мест. Можно разбавлять официальную повестку компании контентом, созданным самими сотрудниками, – это создает более аутентичный образ. Сами сотрудники компании могут выступать амбассадорами бренда работодателя, делясь на личных страничках актуальными вакансиями и положительным опытом работы в компании.

С другой стороны, распространенной практикой стало, когда HR-специалисты компаний знакомятся с профилями кандидатов, смотрят на их профессиональный опыт, достижения и интересы. Этот процесс называется «социальным скринингом», он позволяет собрать дополнительную информацию и составить более разносторонний портрет потенциального сотрудника. Сегодня в массовых соцсетях HR-специалисты могут изучить характер человека, найти признаки неподобающего поведения или потенциальных рисков. Это помогает определить, насколько соискатель соответствует корпоративной культуре компании.

При этом далеко не для всего бизнеса социальные сети являются необходимостью. Прежде всего это касается B2B-сферы, где компании часто имеют узкую и специфическую целевую аудиторию, или бизнесов с длинным циклом сделки и сложной архитектурой принятия решения. Для них использование инструментов массового маркетинга будет бессмысленной тратой ресурсов.

Кроме того, в корпоративных пабликах необходимо размещать контент, который будет полезен для целевой аудитории. Только такой контент «зайдет» и будет по-настоящему интересен. Но для B2B-компаний создать такой контент объективно сложно. Поэтому клиентам лучше предоставлять информацию о своей деятельности через профессиональные платформы. Подготовка качественного контента требует значительных ресурсов, а для многих предприятий это могут быть просто неоправданные расходы. Для B2B-компаний, которые хотят установить и поддерживать отношения с клиентами, отраслевые выставки и конференции, электронные рассылки и привычные персональные встречи могут быть более эффективными.

Социальные сети не являются универсальным ключом для успеха абсолютно всех компаний. В большинстве случаев бизнесу необходимо развивать и расширять свое присутствие в онлайн-пространстве. Однако B2B-сфера имеет свои нюансы и особенности. Если такая компания пошла по пути развития соцсетей, то ей надо находить баланс между общими трендами и традиционными индивидуальными подходами, которые по-прежнему остаются эффективными.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.