Бизнес требует качественного образования

Как решить проблему дефицита знаний для предпринимателей и специалистов в сфере финансового учета
Если мы хотим хорошо работать, мы должны хорошо учиться. У общества, у бизнеса сформировался запрос на качество знаний, и рынок будет на него отвечать

Налоговая реформа, которая вступает в силу с 1 января 2025 г., затронет практически все сферы экономики и всех представителей бизнеса. Одно из ее следствий – усложнение учета для бизнеса, что уже сказывается на росте спроса на квалифицированных бухгалтеров, услуги аудита и финансового консалтинга.

На рынке уже отмечается растущий запрос на качественную подготовку специалистов по бухгалтерскому и налоговому учету. Хотя в проведенном Сколково в 2015 г. исследовании «Форсайт Компетенций 2030» аудит, финансовые и правовые секторы были признаны профессиями-пенсионерами, и сделано предположение, что в будущем компьютерные программы смогут полностью заменить людей в этой сфере. Однако наблюдается обратная тенденция.

Более того, формируется еще одна аудитория, которая нуждается в подобных знаниях, – это предприниматели. Сегодня они совсем иные, чем 10−15 лет назад. Как правило, это достаточно образованные люди, готовые разбираться с построением финансовой системы самостоятельно, отчасти благодаря цифровизации бизнеса. И эти предприниматели хотят быть компетентными в вопросах финансового управления своими проектами, хотят самостоятельно принимать решения. А в отсутствие знаний о системе бухгалтерского и налогового учетов это практически невозможно. Малый бизнес больше не является синонимом слова «простой», потому что очень сильно изменились правила входа в бизнес, и помимо креативности, оперативности требуется на начальном этапе очень высокий уровень понимания тех проблем, которые будут стоять перед компанией буквально с самого старта. И это, конечно, диктует абсолютно новые требования к тому, что должен знать человек, который создает свой бизнес.

Запрос на качество знаний есть не только в сфере консалтинга, аудита, развития предпринимательских компетенций, он существует везде. И при наличии общественной потребности рынок каким-то образом будет на нее отвечать. Появляется много обучающих программ, в том числе ДПО. Это, наверное, хорошо, вопрос только в качестве программ. В образовании, как в любом сложном явлении, много факторов влияния. Пандемия, с одной стороны, внесла большой вклад в развитие онлайн-образования, с другой – в его девальвацию. Повышение квалификации часто становится автоматизированным процессом: достаточно купить недорогой курс, пройти его и как будто бы повысить квалификацию. К сожалению, мы видим достаточно учебных программ, демонстрирующих невысокий уровень образовательных услуг.

Другой вопрос, что взрастить академию знаний – дело не года-двух. Так, средний срок формирования специалиста-аудитора – около 10 лет. Это зрелая профессия, она требует вдумчивого, кропотливого подхода к работе и непрерывного обучения. Профессионалы в области финансов, корпоративного права, налогового права всегда представляли собой интеллектуальную элиту в сфере построения бизнес-процессов.

Но даже в этом узком профессиональном сегменте ситуация очень сложная. Например, в 2022 г. на профессиональный экзамен для аудиторов зарегистрировались 578 претендентов. Из них сдали 38 человек. В 2023 г. экзамен сдали 89 человек. То есть прирост в аудиторской профессии составил 89 человек на всю Российскую Федерацию. На мой взгляд, это прямое следствие реформирования экзамена в течение последних 10 лет – многие специалисты просто отказываются сдавать данный квалификационный экзамен ввиду его нелогичной сложности и отсутствия рациональных критериев профессионального отбора.

И тут мы выходим на более важный вопрос: кто несет ответственность за наше понимание, что есть образование?

Образование – самый значимый элемент культуры. И мы все ответственны за тот уровень качества образовательных услуг, который мы готовы потреблять. Если мы хотим хорошо работать, мы должны хорошо учиться. Если мы хотим хорошо учиться, мы должны хорошо учить. Делая свое маленькое дело, каждый вносит вклад в общее большое.

Сегодня на фоне острого дефицита кадров многие уверены, что за решение подобных проблем ответственность несут органы власти. На мой взгляд, власти достаточно много пытаются сделать для того, чтобы улучшить ту или иную ситуацию. Получается с разным уровнем качества, что вполне объяснимо. Но никто не ограничивает учебные заведения, бизнес и самих специалистов в том, чтобы они работали над решением данной задачи. И мы видим, что бизнес, как это ему свойственно, готов собственные решения предлагать – через создание корпоративных университетов, сотрудничество с вузами, в том числе в части разработки учебных программ.

Запуск проекта BLCONS EDU в феврале 2024 г. – один из примеров такого решения. Конечно, я не могу сказать, что мы изобрели философский камень и превращаем любого в золото, но мы пытаемся внести свой вклад в повышение статуса аудиторской, бухгалтерской профессий, а главное – в развитие предпринимательства. Проект реализуется постепенно, в результате мы планируем открыть порядка 20 программ в области налогового и бухгалтерского учета, развития предпринимательских компетенций и проч. То есть он может быть интересен нескольким тысячам слушателей.

Самым важным ресурсом страны является качественное образование. Без него хирурги не смогут спасать жизни, некому будет проектировать мосты, а наши дети не будут развиваться. Для общества важно поддерживать высокий уровень образования, в том числе для развития предпринимательских проектов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.