Электросетевые компании Ленобласти столкнулись с перекосами тарифного регулирования

По оценке экспертов, они могу грозить региону миллиардными выплатами из бюджета
В ближайшее время власти Ленобласти должны утвердить для электросетевых компаний новые тарифы для работы в 2023 г. /Freepik

С 1 декабря в России планируется внепланово проиндексировать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, включая электроэнергию. Согласно данным Минэкономразвития, предельный уровень индексации тарифов не превысит 9%. Внеплановую индексацию власти объясняют необходимостью обеспечить в регионах бесперебойную работу и развитие предприятий ЖКХ. Следующая индексация произойдет только 1 июля 2024 г. Однако в Ленинградской области заморозка тарифов на 1,5 года может, напротив, привести к монополизации регионального электросетевого рынка, а также к многомиллиардным убыткам казны из-за многолетних перекосов тарифного регулирования, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к ситуации, и подтвердили два эксперта.

По данным сайтов профильных комитетов Ленобласти, с 2015 по 2021 гг.  затраты работающих электросетевых компаний на обслуживание электросетевого хозяйства региона выросли с 14 млрд руб. до 27,5 млрд руб. Этот рост напрямую отразился на конечной стоимости услуг для потребителей и на тарифах, установленных для сетевых компаний. В то же время в области сложилась диспропорция утвержденных регионом затрат компаний на оказание услуг по передаче электроэнергии.

В регионе работает два крупнейших игрока электросетевого рынка – ПАО «Россети Ленэнерго» и АО «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области». На 2021 г. для содержания электросетевого комплекса «Россети Ленэнерго» власти установили необходимый объем валовой выручки (НВВ) в размере 24,6 млрд руб. В состав сетевого хозяйства компании входит 211 500 УЕ (единица измерения, предназначенная для тарифного регулирования сетевых организаций). Таким образом, стоимость обслуживания одной УЕ достигла почти 120 000 рублей. Отметим, что компания работает также в соседнем Санкт-Петербурге, но там ее затраты были оценены на треть ниже, чем в Ленобласти.

В то же время НВВ для второго по величине игрока электросетевого рынка Ленобласти – ЛОЭСК  – на 2021 г. был утвержден региональными властями в размере 1,6 млрд руб. С учетом, что в состав хозяйства ЛОЭСК входит около 110 000 УЕ, затраты на обслуживание 1 УЕ в компании должны были составить всего около 14 000 руб. То есть затраты на обслуживание 1 УЕ одной компании оказались в 8,5 раза меньше, чем другой.

«Такая диспропорция уже вызывает вопросы к властям: как на конкурентном рынке для компаний, работающих в равных условиях, могли быть установлены столь разные затраты на оказание одной и той же услуги», – отмечает директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев.

Тарифы для компаний устанавливает регион, они напрямую влияют на финансовые результаты электросетевых компаний. По данным базы данных СПАРК, «Россети Ленэнерго» с 2018 г. увеличили чистую прибыль почти в 2 раза: с 10,4 млрд руб. в 2018 г. до 19,8 млрд руб. в 2021 г. За четыре года общая сумма достигла 57 млрд руб. За три квартала этого года компания получила уже 14,7 млрд руб. чистой прибыли. Как следует из материалов компании, акционеры 23 декабря на внеочередном общем собрании должны принять решение о выплате промежуточных дивидендов за девять месяцев. За последние шесть лет компанией направлено на дивиденды 16,3 млрд рублей.

По словам Киселева, обычно в утверждаемые для электросетевых компаний тарифы не закладывается получение больших объемов прибыли. «Поэтому высокий уровень чистой прибыли, вероятно, нуждается в дополнительной проверке: была ли компанией полностью выполнена согласованная в тарифе программа развития, были ли выполнены все пункты инвестиционной программы. Вместе с тем в соответствии с тарифным законодательством выплаты дивидендов до 2022 года не предусматривались, и все дивиденды, вероятнее всего, должны были быть вырезаны из НВВ Ленэнерго, как необоснованные затраты в тарифе, но этого не произошло», – отмечает он, подчеркивая, что прибыль, направленная на выплату дивидендов, уже не вернется в экономику региона в виде новых инвестиций.

В то же время чистая прибыль ЛОЭСК, напротив, за последние четыре года снизилась с 3,3 млрд руб. в 2018 г. до 1,5 млрд руб. в 2021 г. По итогам трех кварталов 2022 г. компания получила убыток в размере 576 млн рублей. «Складывается парадоксальная ситуация, когда регулируемые государством компании, занимающиеся в регионе одной и той же деятельностью, имеют прямо противоположные финансовые результаты», – говорит Киселев. Он также напомнил, что в 2021 г. регулятор своим приказом установил ЛОЭСК тариф в размере 1 копейки, что стало беспрецедентным случаем.

Перекосы тарифного регулирования подтверждаются и судебными решениями. Принятые властями тарифные решения на 2019, 2020 и 2021 годы были признаны судами незаконными и отменены. В октябре Тринадцатый арбитражный апелляционный суд вынес постановление по судебному разбирательству между ЛОЭСК и комитетом финансов Ленинградской области, доказывающее неправомерные действия властей по установлению тарифов, которые привели к убыткам электросетевой компании в 2019 г. В результате бюджету Ленобласти предстоит компенсировать ЛОЭСК 2,3 млрд руб. полученных компанией убытков.

 «За неправомерные решения правительства области по отношению к своей собственной компании (региону принадлежит 25% в АО. – «Ведомости») будет расплачиваться бюджет региона», – прокомментировал ситуацию Киселев.

Стоит отметить, что «Россети Ленэнерго» тоже пытались взыскать в судебном порядке с казны Ленинградской области убытки в размере 17,4 млрд руб., возникшие, по версии компании, при установлении тарифов на передачу электроэнергии за период с 2011 по 2020 гг. Но в ходе судебного разбирательства на основании проведенной независимой судебной экспертизы было установлено, что для ПАО «Россети Ленэнерго» в размер необходимой валовой выручки, напротив, была включена излишне установленная сумма свыше 2,35 млрд руб. Судами четырех инстанций, включая Верховный суд, в иске ПАО «Россети Ленэнерго» было отказано.

Несмотря на решение Верховного суда, власти Ленинградской области в феврале 2022 г. подписали с ПАО «Россети Ленэнерго» соглашение, которое предусматривает компенсацию компании недополученной тарифной выручки за 2011–2020 гг. в размере 10,2 млрд руб. Бюджет должен будет учесть эту сумму при ежегодном установлении тарифов для ПАО в срок до конца 2028 г. Сейчас ЛОЭСК оспаривает данное соглашение в суде.

Власти Ленобласти не впервые идут навстречу компании «Россети Ленэнерго». В открытом доступе размещен приказ правительства региона, который увеличивает необходимую валовую выручку компании на 2017 г. более чем в 2 раза – с 11,5 млрд руб. до 25,2 млрд руб., объясняя это «технической ошибкой».

По словам Киселева, нынешняя ситуация, вероятно, уже могла привести электросетевой рынок области к  нездоровой конкуренции, которая может обернуться «выдавливанием» отдельных игроков и монополизацией рынка. «Сейчас Ленобласть вместо поддержки своей компании, чьим акционером она является на 25%, и которая включена распоряжением губернатора Ленобласти в перечень системообразующих предприятий, поддерживает другую, при этом гораздо менее эффективную. Кажется, что взят прямой курс на монополизацию рынка. Но это стратегическая ошибка. Снижая конкуренцию у себя на территории, регион может оказаться в ситуации, когда тарифы и уровень затрат на развитие сетей будет диктовать монополист», – подчеркивает эксперт.

Управляющий партнер и руководитель антимонопольной практики компании BKMP LEGAL  Павел Булгаков тоже отмечает, что любое отсутствие конкуренции влечет за собой целый ряд негативных последствий.

«Рынок энергетики не является исключением. Для поддержания устойчивого формата конкурентных взаимоотношений на электросетевом рынке каждого региона, включая Ленобласть, целесообразно присутствие нескольких крупных игроков. На локальном уровне ситуация должна быть урегулирована таким образом, чтобы были обеспечены справедливое перераспределение и здоровая конкуренция между важнейшими игроками рынка», – отметил он.

В ближайшее время власти Ленобласти должны утвердить для электросетевых компаний новые тарифы для работы в 2023 г. По мнению Киселева, если власти не урегулируют имеющиеся тарифные диспропорции, может сложиться ситуация, когда одна компания вновь получит дополнительные прибыли, а другой будет грозить банкротство. «Для самой Ленинградской области непрозрачная политика формирования тарифов грозит в будущем новыми судебными исками и многомиллиардными выплатами из бюджета, а также убытками в виде обесценения пакета акций ЛОЭСК, принадлежащего области», – подчеркнул он.

На момент выхода публикации ответ на запрос от администрации Ленинградской области получить не удалось.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & СПб».