ГК «А101» поможет Ленобласти с рабочими местами

Создание рабочих мест в районах новой жилой застройки увеличит привлекательность проекта для покупателей, считают эксперты
В Ленинградской области девелопер будет использовать свой опыт для создания рабочих мест, охватывающий различные виды и уровни коммерческой недвижимости /ГК «А101»

Девелоперская группа компаний «А101» планирует создать около 10 000 новых рабочих мест в новых проектах комплексного освоения территории под Санкт-Петербургом – в Лаголово (Ломоносовский район) и Всеволожске. После того, как проекты в этих локациях завершатся, в них переедут жить более 32 000 человек. Это значит, что думать о местах приложения труда нужно уже сегодня.

Перенос опыта

ГК «А101», которая реализует комплексные проекты в Москве, за последние 10 лет построила в ТиНАО (новые территории Москвы) более 3,3 млн кв. м недвижимости, создав свыше 30 000 рабочих мест. Как рассказала «Ведомостям» директор по коммуникациям ГК «А101» Елена Платонова, в Ленинградской области девелопер будет использовать свой опыт для создания рабочих мест, охватывающий различные виды и уровни коммерческой недвижимости.

Первое ключевое направление – развитие стрит-ритейла, то есть коммерческих помещений на первых этажах домов или отдельно стоящих зданий. Сюда относятся помещения для торговли и общепита, креативной индустрии (дизайнерские мастерские, шоурумы и ателье), а также для сферы услуг (медицинские и косметические салоны) и объекты edutainment (частные детсады, спортивные секции, хобби-центры и др.).

ГК «А101» изначально проектирует новые районы с упором на развитие в них коммерческой инфраструктуры, формируя пешеходные и автомобильные потоки и помогая бизнесу, в том числе и подобрать подходящие помещения. Например, объекты, связанные с детской тематикой, располагаются чаще всего около школ – поток целевой аудитории здесь максимальный, а стоимость покупки или аренды не так высока, как на центральных торговых магистралях. Также группа старается избежать скученности бизнесов одного типа, не создавая жесткой конкуренции и предоставляя жителям квартала наиболее полный набор товаров и услуг.

Развитие удаленной занятости повышает спрос на коворкинги

Еще одним вариантом заполнения встроенных коммерческих помещений являются лайфворкинги (формат коворкинга в жилых домах). Как рассказал руководитель сервисного подразделения ГК «А101» Андрей Горбатенко, сейчас в Москве девелопер уже открыл два лайфворкинга примерно на 30 рабочих мест каждый. В рабочие дни они заполнены минимум на 50-60%, а основными их клиентами являются жители района. Во всех своих кварталах в Ленинградской области ГК «А101» также обустроит лайфворкинги. По параметрам они будут сопоставимы с московскими, и компания уже рассматривает потенциальных партнеров, которые могли бы заняться их управлением.

От работы до дома пешком

Следующим уровнем развития коммерческой недвижимости группы должен стать формат Light Industrial. Это, как правило, отдельные объекты в два или три этажа, имеющие смешанное назначение – торговое, складское, офисное, промышленное. Они отличаются относительно небольшими размерами: 10 000–25 000 кв. м. Особенность и привлекательность таких объектов в том, что помещения в них могут легко трансформироваться как по площади, так и по виду использования. Например, здесь можно организовать склад, шоурум и магазин, что серьезно сократит расходы на аренду и логистику. Этот формат недвижимости подходит для любого вида деятельности, который не предусматривает создание санитарно-защитных зон: от пошива одежды и производства деревянных изделий до расфасовки овощных чипсов.

ГК «А101» прорабатывает концепцию объекта Light Industrial в Новой Москве, схожий проект планируется реализовать в Ленобласти рядом с одним из районов группы. «Окончательная концепция и параметры проекта дорабатываются, но мы уверены, что в агломерации Санкт-Петербурга подобный формат будет очень востребован. Возможно, даже больше, чем в Москве, потому что здесь, с одной стороны, ограничено предложение, а с другой, велика востребованность креативных индустрий и новых видов предпринимательской деятельности», — подчеркнула Платонова.

Эксперты тоже считают, что в Петербурге и области формат окажется востребован. По данным NF Group, сейчас в Петербурге суммарная арендопригодная площадь в качественных складских комплексах класса «А» и «В» составляет около 4,3 млн кв. м. Но только 13 000 кв. м из них приходится на объекты небольшого производственного формата, подходящие под Light Industrial. В стадии разработки в городе находится лишь один проект на севере города общей площадью 18 000 кв. м, который планируется ко вводу в 2023–2024 гг. Таким образом, формат небольших производственных складов пока не получил широкого распространения в Северной столице, но спрос на него будет расти.

В Новой Москве девелопер возводит офисный проект рядом с жилыми районами

Наконец, в Москве ГК «А101» осваивает относительно новый для себя рынок офисной недвижимости, и первый проект реализует в нескольких сотнях метров от своих жилых районов. Проект называется бизнес-квартал «Прокшино» и строится на выходе из одноименной московской станции метро. Он предполагает создание более 177 000 кв. м офисной, торговой и сервисной недвижимости и более 16 000 рабочих мест.

Первая очередь будет сдана уже в следующем году – сейчас идут работы по возведению многофункционального 13-этажного здания, которое будет соединено со станцией метро крытым переходом. Помимо офисов класса «А» в нем предусмотрены шеринг-пространства и локальный торговый центр гибридного формата площадью около 9000 кв. м. Основная часть площадей приходится на офисы, но торговые пространства также играют важную роль не только для бизнеса, но и для создания локальных точек притяжения. Для этого между зданиями бизнес-квартала будет создан частично крытый городской променад с ресторанной и сервисными функциями.

Жители кварталов ГК «А101» открывают семейный бизнес рядом с домом

По словам Платоновой, в уже реализованных кварталах помещения для коммерции часто покупают или арендуют сами жители. «Многие открывают свой бизнес здесь же, рядом с местом проживания. Они развиваются и расширяют пул недвижимости как для собственного бизнеса, так и для сдачи в аренду», — рассказала она.

Более того, группа активно стимулирует покупку жилья в своих объектах предпринимателями, которые открывают бизнес по соседству. Так, например, покупателям и арендаторам коммерческой недвижимости в бизнес-квартале «Прокшино», а также всем сотрудникам их компаний ГК «А101» предоставляет скидку в размере 2% от стоимости квартиры в любом ЖК группы. Для этого просто нужно стать ее корпоративным клиентом.

Снизить маятниковую миграцию

Как отмечает директор отдела продажи земли и девелоперских проектов Nikoliers Антон Орлов, создание рабочих мест в рамках застройки жильем петербургской агломерации — это важнейшая проблема, решение которой позволит снизить маятниковую миграцию жителей из новых кварталов в центр Санкт-Петербурга и обратно. «Массовая застройка без создания рабочих мест чревата ростом транспортных коллапсов и снижением конкурентоспособности таких кварталов», — подчеркивает эксперт.

Директор Центра компетенций Ленинградской области Екатерина Манжула тоже говорит, что Санкт-Петербург и Ленобласть тесно связаны. Маятниковая миграция обусловлена наличием большего количества рабочих мест в мегаполисе и от этого никуда не уйти. «Конечно, полностью ее ликвидировать невозможно, она будет всегда, но создание в застраиваемых пригородах не только жилья, социальной, транспортной инфраструктуры, но и рабочих мест, необходимых как для поддержания среды в новой застройке, так и востребованных у жильцов новых ЖК, крайне важно. Это будет способствовать снижению интенсивности перемещения большого количества людей с одной территории в другую», — отмечает эксперт.

В то же время ликвидация транспортных вопросов – далеко не главная задача, которую позволяет решить формирование занятости в новых кварталах, отмечают специалисты. Создание застройщиком полноценной жилой среды с рабочими местами, центрами культурного и делового притяжения, социальной и транспортной инфраструктурой важно и для самого девелопера, уверена Манжула. По сути, он формирует под себя целевую аудиторию, когда понимает, кто будет жить в его ЖК, для кого он строит коворкинги, инновационные центры или, например, технологический хаб, на кого будет нацелена коммерция и создает для этой целевой аудитории необходимую ей инфраструктуру.

Проект «А101 Лаголово» предусматривает создание 124 000 кв. м объектов сервисно-бытовой, спортивной и развлекательной инфраструктуры

«Если в качестве основной целевой группы выбраны покупатели с уровнем платежеспособности выше среднего, работающие в определенных сферах, например ИТ, банковской и т. д., то нужно понимать, что отдаленные от городских деловых центров жилые комплексы без собственной развитой социальной, деловой, культурной, транспортной инфраструктуры сегодня не будут для них привлекательными. В любом случае, несмотря на то, на кого ориентировано строительство того или иного ЖК, необходимо внедрять модель «15-минутных городов»:  это такая организация городского пространства, когда человек внутри территории своего проживания  может добраться до любого нужного ему объекта (магазин, школа, кинотеатр, ТРЦ, парк, работа) за 15 минут», — поясняет она.

Орлов тоже подчеркивает, что чтобы продавать жилье, расположенное на периферии города и в области, необходимо наличие какого-либо центра притяжения, а также создание всей необходимой инфраструктуры для проживания. «Ценовой фактор в настоящее время является далеко не единственным, влияющим на принятие решения о покупке жилья. Так же, как и фактор местоположения — не основной при выборе рабочего места. Поэтому самый оптимальный сценарий, когда в начале реализации проекта КОТ создается какой-то крупный якорь и вслед за этим идет развитие жилых кварталов. Такими центрами притяжения могут быть крупные госкорпорации, автокластер, инфраструктурные проекты (например, порт), технопарки, кампусы университетов и т. д.», — говорит он.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & СПб».