Петербургские застройщики цифровизируют продажи недвижимости
Девелоперы внедряют цифровые сервисы для просмотра квартир и выбора меблировкиПетербургские застройщики нацелились на цифровизацию продаж недвижимости и клиентского сервиса. Об этом 10 августа рассказали руководители ведущих девелоперов, агентств недвижимости и банков Санкт-Петербурга на круглом столе «Цифровой потенциал: возрастающая роль цифровых решений в продажах недвижимости», организованном ГК «Самолет».
Помимо дистанционного сопровождения сделок, которое уже получило активное распространение на рынке, девелоперы внедряют дополнительные опции через цифровые сервисы, чтобы покупатель мог дистанционно сформировать дизайн-проект квартиры «под ключ», а также тестируют принципиально новые форматы, например, интерактивный шоурум для подбора квартиры.
Как рассказал директор по продажам федеральных проектов девелопера «Самолет» Максим Зорин, для посещения виртуального шоурума покупатель или его агент может записаться на просмотр на сайте и посмотреть проект в любое время без помощи менеджера. «Шоурум оборудован системой «умного» дома, а вход осуществляется по QR-коду», – пояснил он.
Тем не менее ряд застройщиков пока придерживаются более консервативной позиции в отношении цифровизации, и, в частности, подхода к демонстрации проектов потенциальным покупателям. Как отметила руководитель отдела продаж ГК «Лидер» Ирина Петрова, в ее компании клиенты зачастую хотят посмотреть объект с менеджером, «голосуя за личное присутствие».
Другой, уже более привычной для покупателей тенденцией цифровизации является внедрение цифровых сервисов для создания дизайна меблировки квартиры. «Компании, включая нашу, берут такие цифровые сервисы на вооружение, учитывая, что спрос на меблировку и оснащение «под ключ» растет», – рассказала «Ведомостям» директор консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева.
Зорин говорит, что, как правило, в жилых комплексах компании в Петербурге и Ленобласти 8 из 10 квартир приобретаются с мебелью. В прошлом году девелопер запустил цифровой сервис по подбору таких комплектов для покупателей. «Квартиры передаются в срок ДДУ уже с установленной мебелью», – добавил он.
В целом тренд на цифровизацию сервисов продаж участники рынка связывают в том числе с интересом к рынку недвижимости Петербурга со стороны региональных клиентов, которым зачастую удобнее выбирать и покупать жилье дистанционно. По данным Трошевой, 45% сделок на рынке Петербурга осуществляется региональными покупателями. В структуре спроса основная доля приходится на клиентов из Мурманской области, Москвы и Подмосковья.
«Доля региональных клиентов высока, значительная часть из них не готова часто приезжать в город. Повторные сделки также зачастую совершаются дистанционно», – рассказала заместитель генерального директора агентства недвижимости «Главстрой» Ольга Кузнецова. Кроме того, цифровизация позволяет повысить уровень прозрачности, комментирует вице-президент по продажам и сервису группы RBI Дмитрий Фалкин. Например, внедрение личных кабинетов обеспечивает синхронизацию действий вокруг сделки, актуальную информацию о которой видят клиент, агент и менеджер.
Еще одним инструментом применения цифровых технологий в недвижимости в будущем может стать внедрение цифровых финансовых активов, привязанных к стоимости квадратных метров. Сейчас уже несколько компаний внедряют или тестируют подобные сервисы.
Как рассказал Зорин, основной принцип действия подобных инструментов состоит в том, что инвесторы могут вложить деньги в недвижимость без необходимости полностью приобретать квартиру. Например, через внедрение токена можно инвестировать в недвижимость на этапе строительства, приобретая долю объекта. Когда строительство объекта заканчивается, его вводят в эксплуатацию и продают, а средства распределяются между инвесторами. При этом сами инвесторы получают доход за счет капитализации недвижимости – роста стоимости жилья по мере готовности объекта, а также в силу инфляционных процессов.
Как отметил Фалкин, пока на рынке цифровых активов недвижимость лишь делает первые шаги, но востребованность цифровых продуктов со временем будет расти.
Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & СПб».