Оборот электронной коммерции в Петербурге вырос почти в 1,5 раза

Увеличению продаж способствует межбанковская консолидация, отмечают эксперты
В Северо-Западном регионе на маркетплейсах наибольшим спросом пользуется одежда и электроника /Freepik

Обороты в электронной коммерции (продажи в маркетплейсах, интернет-магазинах, социальных сетях и т. д.) продолжают расти. По информации, озвученной в ходе дискуссии в День бизнеса на фестивале «Т-Двор», весь рынок интернет-покупок в России сегодня составляет 42-44 трлн руб. в год.

По статистике от «Т-Банк eCommerce», оборот продавцов на маркетплейсах за I квартал 2024 г. по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом заметно подрос. В расчет брались данные по обезличенным транзакциям клиентов «Т-Банка». По Санкт-Петербургу цифра составила +42%. В лидерах по росту оборота оказались Омск (+64%), Красноярск (+63%) и Новосибирск (+56%), в отстающих – Воронеж (+36%) и Москва (+31%).

В Северо-Западном регионе, как и в целом по России, на маркетплейсах наибольшим спросом пользуется одежда и электроника. Эти товары – основные локомотивы, благодаря которым электронная коммерция растет.

«В 2023 г. в России электронная коммерция выросла на 48%, а в этом году коллеги из Data Insight прогнозируют увеличение еще на 36%. Несмотря на то, что прогресс связан в основном с сегментом одежды и электроники, мы наблюдаем небольшой рост продаж даже по автомобилям и по недвижимости», – рассказал вице-президент, заместитель директора департамента платежных систем «Т-Банка» Сергей Хромов.

Увеличению оборотов продаж способствует продолжающийся переход торговли из офлайн в онлайн, что обеспечивает внушительный ежегодный темп роста до 100% для Wildberries, Ozon, «Сбера», «Яндекс Маркета» и других игроков. Маркетплейсы помогают предпринимателю легко выйти на рынок и протестировать свой товар на востребованность, при этом не нужно создавать собственный интернет-магазин и организовывать доставку, отмечают эксперты. Покупатели также пристрастились к покупкам в Интернете. Только на маркетплейсах в 2023 г. совершили покупки две трети россиян.

Интернет-магазины и маркетплейсы сегодня – не конкуренты. По мнению специалистов, маркетплейс – для массовой продукции, а брендовые и эксклюзивные вещи будут быстрее продаваться на собственных сайтах и офлайн. В первом квартале 2024 г. обороты в интернет-магазинах, как и в маркетплейсах, также увеличивались. В Санкт-Петербурге – это рост на 14%.

«Когда вы пройдете этап "вызревания" на маркетплейсе, когда пойдут тяга и прибыль, возникнет вопрос о более активных продажах, и здесь маркетплейсы станут всего лишь одним из каналов продаж», – уточняет Хромов, напоминая о существовании традиционных интернет-магазинов и офлайн-торговли.

За прошедший год общее количество заказов из Санкт-Петербурга в интернет-магазинах снизилось на 17%, но средняя сумма покупки заметно выросла, благодаря чему город показал положительную динамику в денежном обороте. Проще говоря, петербуржцы стали заказывать на сайтах реже, но совершать более крупные покупки.

По данным «T-Банк eCommerce», в I квартале 2024 г. сумма одного заказа, сформированного онлайн в интернет-магазине российским покупателем, составила в среднем 6944 руб., что заметно превышает «средний чек» из маркетплейса – 1771 руб.

Важная причина роста оборотов заключается в том, что банки заинтересованы в развитии электронной коммерции, отмечают участники рынка. Они предлагают эффективные инструменты для работы в eCom, разрабатывают собственные аналитические платформы, которые помогают предпринимателю изучать новые ниши, прогнозировать востребованность товаров и услуг, продвигать и продавать товар как на маркетплейсах, так и в онлайн-магазинах.

Для удобства продавца и покупателя на рынке электронной коммерции в 2024 г. продолжается межбанковская консолидация. Разнообразные платежные системы уже сегодня находят коммерческие плюсы в сближении, создавая дружелюбную экосистему для покупателя.

По прогнозу экспертов, к 2030 г. каждый онлайн-магазин будет предоставлять минимум три способа оплаты. Более того, идет движение к тому, что если у клиента по какой-то причине не окажется с собой карты или не будет полной суммы на счете, он в любом случае сможет оплатить покупку. Через шесть лет специалисты отрасли прогнозируют лишь 20% оплат товаров и услуг банковской картой.

Ежемесячно только на российских маркетплейсах регистрируются от 15 000 до 20 000 предпринимателей. В это же время происходит консолидация крупных игроков. «90% продаж на маркетплейсах делают 10% крупнейших компаний. Соответственно, 90% оставшихся продавцов располагают всего 10% рынка. Растет конкуренция, но банки приходят на помощь бизнесу», – резюмирует директор «T-Банк eCommerce» Илья Кретов.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».