Юлия Смирнова: «Цифровизация изменила Петербург»

Председатель Комитета по информатизации и связи – о внедрении современных технологий в жизнь Петербурга
Юлия Смирнова /Пресс-служба Комитета по информатизации и связи

Петербург является одним из регионов-лидеров в цифровой трансформации. Цифровые технологии и искусственный интеллект применяются во многих сферах жизнедеятельности города, начиная от правоохранительных органов и заканчивая государственным управлением. Председатель Комитета по информатизации и связи Юлия Смирнова рассказала о том, как цифровизация поменяла город за последние пять лет и какие нововведения планируются в ближайшее время.

– Какие сферы затронула цифровизация в Петербурге?

– Цифровизация проникла практически во все сферы жизни Петербурга. На данный момент в городе действуют 52 государственные системы, функционал которых обеспечивают учреждения, подведомственные нашему Комитету.

– Какие информационные технологии применяются в Петербурге в сфере здравоохранения?

– Применение технологий искусственного интеллекта значительно упрощает процессы в сфере здравоохранения. В Петербурге голосовой помощник Службы «122» — Виктория — помогает людям вызывать врача на дом, записываться на прием к доктору, напоминает о записи и записывает на диспансеризацию. С 2021 г. она уже обработала около 20 миллионов запросов. Теперь Викторию используют и в других сферах: в информационных службах «117» и «Здоровье города», Городского центра жилищных субсидий и Медико-генетического центра. В дальнейшем планируется использовать голосового помощника для обработки вызовов, поступающих во все районные диспетчерские службы и отделы записи актов состояния.

– Какие цифровые продукты помогают поддерживать безопасность в городе? Сколько преступлений удалось раскрыть благодаря использованию ИИ в 2023 г.?

– Правоохранительные органы, используя функционал системы «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК БГ), за 2023 г. раскрыли более 4 тысяч преступлений в области общественной безопасности – это почти на 70% больше, чем в 2022 г.

Искусственный интеллект в системе АПК имеет большой функционал. ИИ помогает выявлять ненадлежащее состояние дорожной сети, распознавать повреждения на асфальте и различных объектах инфраструктуры, а также переполненность мусорных контейнеров. Система распознает транспортное средство, может определить его тип, марку, модель и государственный регистрационный знак. Подведомственный Комитету Городской мониторинговый центр внедрил и активно использует машинное зрение в области безопасности и городского благоустройства. Городская система видеонаблюдения сегодня насчитывает более 95 000 устройств мониторинга, из которых более 42 000 размещены на входах в парадные многоквартирных домов.

– Как планируете в ближайшее время развивать это направление?

– В рамках АПК БГ создается собственная сквозная система видеоидентификации. Уже завершен первый этап, в настоящий момент система обрабатывает 14 500 видеопотоков. На втором этапе количество обрабатываемых видеоданных планируется увеличить на 17 000. Кроме того, мы развиваем нейросетевое направление в сфере благоустройства и ЖКХ. Ведется тестовая эксплуатация модуля видеоаналитики, позволяющего обрабатывать 20 000 видеопотоков от городских камер 33 различными детекторами.

Детские площадки, обстановка во дворе, случаи кражи, присутствие нежелательных лиц – в каждом вопросе значение камер видеонаблюдения сложно переоценить. В этому году планируется увеличить количество детских и спортивных площадок, которые будут находиться под видеонаблюдением, до 100.

– Вы рассказывали, что цифровые технологии внедряют и в государственное управление.

– Да, государственное управление тоже становится более цифровым. Многие госуслуги теперь доступны онлайн, что упрощает процесс получения документов. В 2023 г. внедрен комплексный запрос по услугам социальной сферы, заявления о социальных выплатах теперь можно подать онлайн, а всего доступно 328 электронных услуг и 88 различных платежей. Ряд услуг предоставляется исключительно в электронном виде: заявителю не нужно обращаться в орган власти даже для получения результата. Удовлетворенность качеством электронных услуг в прошедшем году составила 93,89 %.

В 2023 г. была открыта Лаборатория пользовательского тестирования. Санкт-Петербург стал четвертым городом, который присоединился к пилотному проекту по внедрению принципов клиентоцентричности. В лаборатории определяют эмоциональную реакцию человека при использовании той или иной электронной госуслуги. Это позволяет выявить сильные и слабые стороны системы, оценить её удобство для пользователей.

– В Петербурге особое внимание уделяется цифровизации и внедрению новых технологий в работу МФЦ. Каких результатов удалось достичь в этой сфере?

– Благодаря плану развития МФЦ, утвержденному губернатором Александром Бегловым, за 2020-2023 гг. открыто 12 новых МФЦ на 221 окно в Приморском, Выборгском, Красносельском, Невском, Московском, Василеостровском, Пушкинском, Колпинском и Кронштадтском районах города. Пять МФЦ на 92 окна открыты в новостройках, пять МФЦ работают в торговых комплексах, реализуя принцип «больше сервисов за один визит в одну локацию».

При создании новых МФЦ большое значение уделяется организации пространства внутри центра. Обязательный элемент любого МФЦ – детская зона, где маленькие посетители могут поиграть, пока родители оформляют необходимые документы. Кроме того, активно развивается культура книгообмена в новых МФЦ, где позволяет площадь. Многие посетители уже оценили этот сервис по достоинству.

Также во всех МФЦ Петербурга установлена отечественная система управления очередью. Гражданин не просто получает талон, ему на смартфон приходит оповещение о приглашении на прием. Кроме того, в окнах МФЦ установлены терминалы приема платежей, где можно сразу оплатить государственную пошлину или внести плату при оформлении какой-либо услуги. На горячей линии МФЦ звонки принимает голосовой помощник Аврора, а в официальных соцсетях установлены чат-боты. В будущем мы планируем расширить функционал голосового помощника, чтобы при наличии заявки на обратный звонок Аврора могла перезванивать на оставленный номер и консультировать человека.

– Какие цифровые сервисы сейчас находятся в разработке?

– Мы работаем над улучшением всех городских систем и разрабатываем новые цифровые сервисы. В сфере государственного управления ведется работа по внедрению новых аналитических алгоритмов, которые смогут выявлять объекты незаконной торговли. Специалисты обучают нейросети определять торговлю в лотках, автомобилях, киосках и шатрах.

В сфере образования на портале науки и высшего (профессионального) образования появятся внешние информационные системы вузов и колледжей, где можно будет заполнять цифровое портфолио студентов.

В сфере здравоохранения идет модернизация раздела уведомлений портала «Здоровье петербуржца». Пациенты смогут получать уведомления о записи на прием к врачу, подтверждении записи по направлению, ответах на обращения, готовности инструментальных исследований. А беременным женщинам будут приходить напоминания о следующей дате посещения медорганизации.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».