Павел Дрейгер: «Для увеличения навигации по СМП нужны новые цифровые решения»

Вице-президент Sitronics Group – о цифровизации водного транспорта и логистики в России
Павел Дрейгер /Sitronics Group

В 2022 г. многие российские предприятия столкнулись с вопросами импортозамещения и отказа от иностранного программного обеспечения. Компании активно внедряют российские разработки и переходят на отечественные технологии. Задача цифровизации с использованием российских разработок коснулась и логистики, так как в этой сфере компании практически полностью работали на иностранном софте.

Российская компания Sitronics Group несколько лет занимается цифровизацией водного транспорта, морской и речной логистики. Предприятие запустило функциональный сервис для отслеживания морского трафика в Мировом океане, вывело на орбиту несколько десятков собственных спутников и разработало целый комплекс решений для цифровизации водного транспорта. Речь идет о ряде цифровых продуктов – это система управления движением судов (СУДС), сервис спутниковой автоматической идентификации судов SiAIS, платформа для управления логистическими процессами Sitronics Porta.

Вице-президент Sitronics Group Павел Дрейгер в интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал о ситуации с импортозамещением ИТ в сфере логистики, развитии Северного морского пути (СМП) и разработках компании по цифровизации водного транспорта.

– Что сегодня происходит в сфере цифровизации логистики и водного транспорта в частности? Насколько эта сфера остается импортозависимой?

– Цифровизацией водного транспорта раньше занимались в основном иностранные компании. 99% всех портов были оснащены иностранными системами. А это критическая проблема информационной инфраструктуры, поскольку весь софт должен работать на доверенных отечественных операционных системах, и это точно должен быть не Windows.

Это один аспект. Второй – это так называемая система класса TMS (Transportation Management System). В этой системе заказчики планируют логистические операции, снабжение, управление контейнерными парками. Раньше это были в основном системы немецкой компании SAP и американской Oracle.

Следующий аспект – это АИС (автоматизированная идентификация судов). Это данные, которые собирают спутники, пролетая над Мировым океаном, сканируя сигналы транспондеров, отправляющих информацию о себе. После начала событий 2022 года выяснилось, что с такими данными у российских пользователей есть проблемы. Без них планировать работу транспорта, порта, лоцманских проводок невозможно. Судовладельцам тоже надо знать, где находятся их суда.

Таким образом, у российских разработчиков, включая нас, появилось окно возможностей в решении задач импортозамещения. Мы разработали систему управления движением судов и ее внедряем уже в ряде портов страны. Сейчас мы также уже реализуем коммерческие проекты для крупнейших нефтегазовых компаний России в системе TMS. Кроме того, сегодня у нас на орбите 30 спутников, запущенные за последние два года. Мы планируем расширить группировку АИС-аппаратов до 80, чтобы полностью обеспечить страну своими данными.

– Насколько быстро продвигается процесс по импортозамещению иностранных аналогов?

– Понимаете, внедрение систем шло годами, если не сказать десятилетиями. Эти системы плотно между собой увязаны, поэтому нельзя просто достать одну иностранную и заменить российской. На самом деле от бизнеса это часто требует не только денег, а привлечения профильных специалистов, которые перестанут заниматься текущей работой и аллоцируются на этот проект.

Появились также требования законодательства: если вы относитесь к критической информационной инфраструктуре, то решения у вас должны быть отечественные. Есть определенные поблажки, что-то нужно сделать к 2025 г., что-то к 2030 г. Государство понимает, что если потребовать использовать только отечественные решения, это просто остановит бизнес.

Есть импортозамещение, вызванное тем, что иностранные системы, которые еще продолжают работать, жестко лицензированы. Условный пример: у вас лицензировано 100 станков, вы расширяете производство и покупаете еще один. Но он в системе работать не может, вы просто упретесь в лицензионную политику. И снова приходите к теме импортозамещения, чтобы решить проблему.

– Президент Sitronics Group Николай Пожидаев неоднократно подчеркивал, что ваша компания планирует помогать с развитием Северного морского пути. Владимир Путин отмечал, что в перспективе СМП должен стать безопасным и выгодным маршрутом. Для этого в том числе нужно разработать новые цифровые решения. Что вы делаете в этом направлении?

– СМП – это стратегическая вещь, потому что она не сильно зависит от других стран. Вся территория этого маршрута находится под юрисдикцией одной страны, России. В отличие от южных маршрутов, этот полностью контролируемый. Он, как вы сказали, более короткий. Это все плюсы, но есть и минусы. Вернее, он один – это экстремальные условия. Поэтому нужна цифровизация процессов. Во-первых, ледовой обстановки. Нужны данные радарного дистанционного зондирования земли (радарное ДЗЗ), которые бы ежедневно показывали, что со льдом, где кромка льда, айсберги, торосные поля и так далее. На СМП маршрут короткий, но толщина льда может составлять более 3 м. Даже современные атомные ледоколы через такой лед не пройдут. Поэтому нужны алгоритмы ледового роутинга, которые бы проложили оптимальный маршрут с точки зрения скорости прохождения и возможности прохождения в данной обстановке.

Затем нужны данные АИС, так как международные спутники в основном летают в экваториальной зоне. У нас орбиты спутников должны быть скорее полярными, под небольшим градусом к экватору, чтобы мониторить наши северные районы.

Также совместно с АО «Гринатом» мы делаем экологический модуль, который оценивает нагрузку на окружающую среду с точки зрения выбросов, ареала обитания морских животных, чтобы, прокладывая эти маршруты, были учтены и эти факторы.

– Прокладывание безопасных маршрутов – это решение одной из проблем для освоения СМП. Другая важная проблема – это нехватка портов, которые сложно построить из-за суровых погодных условий.

– Конечно, на маршруте планируют построить новые порты, иначе переходы будут слишком большие. Нужны порты снабжения и перегрузки, чтобы логистика устраивалась оптимально. Нужна скоординированная работа ресурсных компаний, которые занимаются добычей нефти, газа, редкоземельных металлов, угля. И, конечно, работа «Росатома» с точки зрения владельца всех атомных ледоколов в стране. Потому что проход по СМП требует от судов ледового класса, особенно в зимний период, обязательной проводки ледокольного судовождения. Особенно это касается восточного участка, где условия еще более тяжелые. Поэтому взаимодействие всех этих участников обеспечит нормальное функционирование и развитие СМП.

– На «ЦИПР-2024» ваша компания презентовала проект Национального комплекса цифровизации, куда вошел ряд разработок, среди которых – упомянутый сервис автоматической идентификации судов SiAIS. У него достаточно большой функционал – можно проверить местонахождение судна в Мировом океане или где оно находилось в конкретный момент в прошлом. Насколько он оказался востребованным?

– Представьте ситуацию: вы – владелец транспортной компании и вам приходит заказ о перевозке груза из пункта «А» в пункт «Б». Ваша задача – выдать коммерческое предложение. Если вы можете посмотреть, какие суда есть в порту, то сможете не вслепую создавать коммерческое предложение, а сделать его точным. Лизинговые компании заинтересованы в том, чтобы знать о местонахождении своих судов, являющихся предметом залога, поскольку практически все суда являются предметом лизинга из-за дороговизны.

Среди наших клиентов есть «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», который мониторит свыше 2000 судов на предмет законности вылова, использования водных ресурсов страны и соблюдения лицензированных участков.

Если вы портовая компания, вам важно понимать время прибытия судна. Мы делаем так называемый EAT (Estimation Time of Arrival). С учетом погодных факторов предсказываем, когда судно подойдет в район порта. Вы заранее можете подготовить лоцманскую службу для проводки этих судов, потому что понимаете, кто и когда подойдет. Поэтому примеров применения этой системы множество.

– Еще одна разработка, которая вошла в проект, – это беспилотное судовождение или система автономного судовождения (а-Навигация). Что из себя представляет автономный навигационный комплекс?

– Попытки заниматься созданием системы безэкипажного судовождения были и у других стран. Но мы были первыми, кто продемонстрировал эту систему в действии в реальных условиях в море Международной морской организации. Есть суда, которые изначально строятся как беспилотные. Мы придерживаемся другой концепции, поэтому переоборудуем существующие суда в беспилотные: дооснащаем, оборудуем камерами, интегрируем с судовым радаром, чтобы понимать надводную обстановку, пользуемся приемником АИС. Мы собираем всю эту информацию и воссоздаем цельную обстановку вокруг судна. Мы понимаем, какие суда есть вокруг и какие маневры нужно предпринять для расхождения. Кроме того, у системы есть два режима работы. Первый – безэкипажный, когда экипаж, который по закону должен присутствовать на судне, включает режим автономности и передает управление системе. Второй режим – когда управление может быть перехвачено с берега. То есть вы являетесь судовладельцем, у вас в офисе есть мостик удаленного управления, куда приходит информация о конкретном судне, и вы можете дистанционно им управлять, если того требует ситуация.

– Не выгоднее ли строить новые судна, чем переоборудовать старые?

– Затраты на создание судна колоссальные. Как я уже говорил, все суда в основном находятся в лизинге. Практически нет таких компаний, которые за счет собственного оборота могли бы купить себе флот. Поэтому, если вы строите новое судно, это отлично, там совершенно другая топливная экономичность, регламенты обслуживания. Поэтому новое судно – это выгоднее, чем содержание старого флота. Но у нас есть огромный исторический парк судов, построенных в эпоху, когда об безэкипажном судовождении никто не слышал, и их тоже нужно и можно оснащать.

– В каком направлении Sitronics Group планирует развиваться в дальнейшем?

– Мы планируем и дальше двигаться в сторону ИИ, компьютерного зрения, генеративного интеллекта и больших языковых моделей. В системе АИС, как я говорил, работают 30 спутников на орбите, должно быть 80. Кроме того, у нас четыре спутника оптического ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли), мы планируем увеличить их до 30. Мы также строим мощный спутник с субметровым разрешением 0,8 м, который даст совершенно иное качество картинки, и с его помощью можно будет создавать принципиально другие продукты. Есть большие планы по развитию практики 1С (программная система «1С:Предприятие»), на базе которой мы занимаемся автоматизацией предприятий. Мы начали год назад, за это время практика наполнилась людьми и проектами, и экспертизой. Если последние несколько лет мы разрабатывали отдельные решения, то сейчас планируем масштабироваться и предоставлять их комплексно.

 Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».