Лаврентий Веденеев: «Загородной недвижимости нужны земельные участки»
Генеральный директор ООО «Живи Жизнь» – о развитии рынка загородной недвижимости в регионах Северо-ЗападаПо данным Минэкономразвития РФ, в I полугодии 2024 г. по России было совершено 39 млн поездок – это почти на 12% больше, чем в прошлом году. Количество поездок в Санкт-Петербург не только восстановилось, но и увеличилось на 20%, сообщал министр экономического развития Максим Решетников. Вместе с развитием турпотока растет спрос на загородный отдых. Но возможности девелоперов для строительства баз отдыха, глэмпингов и других объектов туристической инфраструктуры за пределами городов становятся все более ограниченными. На рынке недвижимости заканчиваются свободные земельные участки для развития новых загородных рекреационных локаций.
В интервью деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» генеральный директор строительной компании «Живи Жизнь» Лаврентий Веденеев рассказал о том, как развитие внутреннего турпотока повлияло на загородную недвижимость в Северо-Западе, как застройщики справляются с нехваткой свободных земельных участков, и как дальше можно развивать данный сегмент недвижимости.
– С 2022 г. в России постоянно растет внутренний турпоток, а вместе с ним – спрос на загородный отдых внутри страны. Как за это время поменялся рынок загородной недвижимости?
– Мировая политическая арена сейчас претерпевает глобальные изменения. На фоне роста цен и изменений отношений с Западом для многих жителей России международный туризм стал недоступным. С одной стороны, любителей посещать новые страны стало меньше, а с другой – это привело к росту внутреннего турпотока. В России создается все больше новых мест, которые становятся точками притяжения туристов, начиная с Куршской косы в Калининграде и заканчивая потрясающей природой Карелии.
Развитие внутреннего туризма оказало большое влияние на сегмент загородной недвижимости. К примеру, если раньше запросы у частных покупателей были на большие домовладения на 200-700 кв. м, двух- и трехэтажные шале и виллы, то сегодня преобладают запросы на одноэтажные домовладения на 150-200 кв. м. Все больше покупателей уходит в минималистичный скандинавский стиль, без вычурности или колонн. Рынок пошел по пути практичности.
Конечно, после 1 июля 2024 г. ипотечные программы стали невыгодны покупателям, огромные ставки оттолкнули многих клиентов. Но это привело к тому, что люди, которые в нынешних реалиях не могут позволить себе квартиру, обратили внимание на частный сектор ИЖС.
– Во многих регионах России, включая Санкт-Петербург, сегодня образовался дефицит свободных земельных участков. Как это повлияло на загородное строительство?
– Не могу сказать, что земельных участков стало меньше. Но, безусловно, земли для целевого использования и тех или иных задач не хватает. Есть много участков, которые либо используются не по целевому назначению, либо просто находятся в частных руках, из-за чего этой земли нет в открытых источниках продаж. Есть также категория земель, которая не подходит ни под какие иные цели, кроме личного подсобного хозяйства или сельскохозяйственных нужд. Именно эти факторы вызывают дефицит участков для всех участников рынка загородной недвижимости. Мы часто общаемся с потенциальными инвесторами, готовыми реализовывать туристические проекты вместе с нами, но у всех одна и та же проблема: нет свободных земельных участков, либо они находятся в частных руках, и цены на их приобретение очень завышены.
– Вы регулярно участвуете в мероприятиях, связанных с развитием кластера внутреннего туризма. Какие инициативы, которые позволят облегчить доступ к земельным участкам под загородное строительство, вы продвигаете?
– Да, мы являемся членами Торгово-промышленной палаты в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Псковской областях. Поэтому нас часто приглашают на сессии и пленарные заседания. Кроме того, наша компания выступала с докладами на заседаниях Минэкономразвития РФ и Московской ТПП. Развитие внутреннего туризма является одним из приоритетных направлений для страны, однако туристическая инфраструктура пока не готова к выросшему спросу. Только за последние два года внутренний туризм прирос на 78% – это колоссальная нагрузка на инфраструктуру. Поэтому на заседаниях мы всегда поднимаем один и тот же вопрос: нехватка целевых земельных участков для комплексной реализации туристических проектов, например, баз отдыха и глэмпингов.
Например, это острая проблема для Московской или Ленинградской областей. Чем дальше от центра – тем проще ситуация с земельными участками. Но здесь возникает другая проблема, связанная с проведением коммуникаций, электричества, водоснабжения, газа и прочее. К сожалению, не все масштабные проекты баз отдыха или глэмпингов могут обойтись без них. Как мне кажется, в таких вопросах не обойтись без помощи федеральных властей.
– Насколько успешно проходит взаимодействие с региональными и федеральными властями?
– Если говорить про правительство Ленинградской области, то оно активно участвует в подобных проектах и находится в тесном диалоге с инвесторами и застройщиками глэмпингов и баз отдыха. Власти стараются оказать всестороннюю помощь, но не всегда есть возможность решить все вопросы внутри региона. Поэтому некоторые вопросы необходимо решать уже на федеральном уровне.
– Недавно вы встречались с зампредседателя правительства Ленобласти Дмитрием Яловым. Расскажите, что обсуждалось на встрече? Какие проекты вы планируете реализовать в Ленобласти?
– Мы общались как раз по поводу возможности активного участия нашей компании в программе развития кластера внутреннего туризма в Ленинградской области. Рассказали о деятельности компании «Живи Жизнь», так как мы работаем по принципу комплексной застройки. Не только разрабатываем концепции и проектируем глэмпинги и базы отдыха, но и еще и строим их. Сейчас мы разрабатываем и развиваем проекты загородной инфраструктуры для бизнеса, с комфортным номерным фондом, конгресс-холлами, спортивными сооружениями, пансионатами. Но эти проекты еще в работе.
– Какие еще крупные проекты ваша компания реализует в регионах Северо-Запада?
– На данный момент у нас в работе три проекта: в Приозерском, Ломоносовском и Выборгском районах. Мы сдали первую очередь проекта базы отдыха на 110 домовладений, где будет расположен современный ресторанный комплекс на 1500 кв. м и СПА-комплекс с открытым бассейном на 1650 кв. м. Все домовладения, здания и другие объекты собираются на нашем заводе по технологии prefab (prefabricated – сборный дом, изготовленный заводским способом). По сути, это каркасные дома, собираемые на станках в условиях теплых цехов, без нарушения ГОСТов и СНИПов.
– Как вы считаете, как в дальнейшем будет развиваться рынок загородной недвижимости в регионах Северо-Запада? Что его ждет в случае, если не удастся решить вопрос, связанный с дефицитом земельных участков?
– Думаю, что сегмент ИЖС начнет развиваться активнее, несмотря на все сложности с ипотечными кредитованием. На мой взгляд, данный сегмент пока недостаточно активно развивается именно из-за проблемы с инфраструктурой. Не у всех людей, которые хотели бы жить за городом, есть автомобили. Но вокруг коттеджных поселков, к сожалению, транспортная инфраструктура недостаточно развита. Поблизости также отсутствуют детские сады, школы, медицинские учреждения и даже автобусные остановки. Если девелоперы возьмут на себя решение этих вопросов, то это скажется на экономике их проектов и повысит стоимость загородной недвижимости. Таким образом, затраты в результате ложатся на плечи покупателей, но это большой риск. Поэтому здесь необходима помощь местных органов самоуправления и федеральных властей. Нам необходимо наладить плотный диалог между властью и бизнесом, чтобы успешно решать подобные вопросы.
Что касается развития загородного туризма, то здесь есть два варианта событий. В первом инвесторам придется покупать земельные участки по завышенной рыночной цене у частных собственников и строить проекты загородного туризма. Это повлечет за собой высокий чек на загородную недвижимость исходя из стоимости земли и строительных работ. Либо нам удастся найти варианты совместной работы по решению вопросов с региональными и федеральными властями.
Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».