Полномасштабная кампания в Госдуму обойдется кандидату в 100 млн рублей

По сметам «Единой России», выборы в Законодательное собрание потребуют в 5 раз меньше средств
Многие кандидаты будут пытаться проводить выборы собственными силами, без привлечения дорогих специалистов /Pixabay

В Петербурге готовятся к выборам: будущие кандидаты считают расходы на кампанию. «Ведомости» опросили политтехнологов – они считают, что кандидату на выборах в законодательное собрание Петербурга надо запастись минимум 20 млн руб., хотя идущие на перевыборы депутаты-единороссы могут обойтись и меньшей суммой. А попытка избраться в Государственную думу практически без шансов на избрание будет стоить претенденту не менее 10 млн руб.

Выборы в собрание

Прейскуранта цен у политических технологов нет, стоимость каждой отдельной кампании для разных кандидатов может отличаться в разы, отметили все опрошенные «Ведомостями» эксперты. Затраты зависят от известности кандидата, партии, от которой он выдвигается, сил его конкурентов.

По оценкам директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова, дешевле всего кампания по избранию в заксобрание обойдется кандидатам от «Единой России», которые выиграли прошлые выборы. Если эти депутаты активно работали в округе, являются деятельными и узнаваемыми политиками, то всего за 2 или 3 млн руб., потраченных на кампанию, они могут снова выиграть мандат, объясняет Солонников. Однако два источника «Ведомостей», близких к руководству регионального отделения «Единой России», назвали суммы в 10 раз больше – они сообщили, что затраты на выборы в городской парламент по одному округу в партии оценивают в 20 млн руб. Но имея хорошие отношения с муниципалитетами на территории округа, можно сэкономить, участвуя в их мероприятиях, уточнили источники.

Политтехнолог Инга Бурикова полагает, что избрание от оппозиционной партии может быть дешевле, чем избрание от партии власти, но только в том случае, если в ходе выборов в обществе проявятся протестные настроения, а кандидаты будут активно использовать социальные сети.

Суммы, потраченные на выборы, могут быть самыми разными, говорит Бурикова, но, по ее усредненной оценке, чтобы избраться в городской парламент, кандидату надо собрать порядка 30 млн руб. «Эти деньги пойдут на зарплату сотрудникам предвыборного штаба (его костяк должен состоять из специалистов – от 5 до 10 человек), на печатную продукцию, агитацию в СМИ и интернете, на акции для избирателей, на выплаты агитаторам – чем их больше, тем лучше. Агитаторов можно заменить волонтерами, но это сложно», – рассказывает Бурикова.

Для уверенного участия в выборах в заксобрание по мажоритарному округу оппозиционному кандидату нужно обладать бюджетом не менее 20 млн руб., считает политтехнолог Виталий Бианки. Он отмечает, что в этом году многие кандидаты будут пытаться проводить выборы собственными силами, без привлечения опытных специалистов. Это происходит из-за того, что профессионалов в этой сфере немного, а оплата труда специалиста с репутацией составляет примерно 500 000 руб. в месяц, что многим кандидатам не по карману, объясняет Бианки.

Председатель петербургского отделения партии «Справедливая Россия – за правду» Марина Шишкина и руководитель регионального отделения Партии роста Павел Швец сказали «Ведомостям», что сметы расходов на выборы еще не составлены.

По оценкам депутата заксобрания от «Яблока» Бориса Вишневского, в этом году на выборы по одномандатному округу в заксобрание нужно собрать не менее 4 млн руб. Пять лет назад Вишневский, по его словам, провел кампанию за 2,6 млн.руб. Из них 2 млн дала партия, 600 000 руб. собрано с помощью краудфандинга. Вишневский объяснил, что свою электоральную поддержку он старается обеспечивать активной работой в социальных сетях. «Я выкладываю там конкретные результаты своей работы – с чем я обращался, какие ответы получил, чего удалось добиться, чего не удалось», – говорит он.

Депутат заксобрания от «Единой России» Алексей Цивилев также полагается на социальные сети: по его мнению, это самый эффективный инструмент для общения с избирателями. «Можно потратить 50 000 руб. в месяц на билборд со своим изображением. Но современных граждан это едва ли убедит в том, что нужно проголосовать за вас. Теперь люди внимательнее относятся к выборам. Таргетированная реклама в Instagram на территорию округа стоит 7000 руб. за пост, а в «ВКонтакте» – 1500 руб. за пост», – объясняет депутат. Тратить десятки миллионов рублей на традиционную кампанию он не собирается.

Выборы в Думу

Минимальная стоимость кампании в Государственную думу для единоросса, желающего переизбраться и обладающего известностью среди электората в округе, составит 10 млн руб., считает Солонников. Неизвестному кандидату придется потратить не менее 70 млн руб. «Если человек новый в политике, то необходима серьезная информационная кампания, чтобы сделать его узнаваемым. При этом никто не может дать гарантий, что твой оппонент не вложит 200 млн руб. и не перекупит у тебя все «поле». Чем больше денег, тем больше вероятность выигрыша. Хотя иногда можно выиграть без больших затрат», – говорит Солонников.

По оценкам Буриковой, расходы на избрание в Госдуму по мажоритарному округу составят 50–60 млн руб. Но успех кандидата зависит от федеральной информационной повестки и партии, от которой он выдвигается. «Часто говорят, что тот или иной кандидат согласован на самом верху. Принято считать, что это важный фактор на выборах. Но опыт показывает, что победителя все-таки выбирают люди в день голосования», – оптимистично считает Бурикова.

Бианки отмечает, что даже известные людям кандидаты от партии власти, имеющие возможность мобилизовать избирателей с помощью административного ресурса, не могут потратить меньше 30 млн руб., чтобы выиграть мандат Госдумы. А полномасштабная кампания, включая полевую активность и наружную рекламу, может обойтись в 100 млн руб.

«Чтобы только минимально обозначить свое присутствие в думском округе, нужно потратить не менее 10 млн руб., но тогда для прежде неизвестного политика вероятность победы сравнима с нулем», – говорит Бианки. Он уточняет, что стоимость кампании зависит от наличия конкурентов: чем харизматичнее кандидат и чем слабее конкуренты, тем меньше затраты. В случае, если в бюллетене окажется нескольких оппозиционных кандидатов, протестный электорат разделится, поэтому победит тот, кто больше вложится в кампанию, считает Бианки. По его оценкам, чтобы составить достойную конкуренцию единороссу в думском округе, оппозиционному кандидату нужно потратить 50–60 млн руб. Но можно и проиграть, вложив вдвое больше, предупреждает Бианки.

Выборы в Государственную думу и законодательное собрание Петербурга пройдут в сентябре по смешанной системе. Половина депутатов будет избрана по партийным спискам, половина – по мажоритарным округам. В Петербурге восемь таких округов по выборам в Госдуму и 25 – по выборам в заксобрание.

Другие материалы в сюжете