«Ленин должен вызывать симпатию у тех, кто хочет перемен»

Первый секретарь Петербургского горкома КПРФ Роман Кононенко о том, как партия собирается выиграть выборы и сколько денег для этого надо
Член ЦК КПРФ, секретарь ЦК ЛКСМ, первый секретарь Петербургского горкома КПРФ Роман Кононенко /Из личного архива

Роман Кононенко возглавил петербургский горком в декабре прошлого года. Перед ним стоит непростая задача – провести в Государственную думу двух депутатов, а в законодательное собрание Петербурга – минимум семь. Но денег, которые планирует выделить на кампанию ЦК партии, на это не хватит. В Петербурге делают ставку на волонтеров и «красных директоров». И не станут отказываться от участия в умном голосовании. После выборов коммунисты готовы поднять вопрос об установке бюста Сталина в Петербурге. Скульптура уже готова.

– Какой сейчас рейтинг у КПРФ в Петербурге?

– У нас нет социологии по городу, но есть федеральный Центр исследования политической культуры России, который работает с нашей партией. Наша социология закрыта.

– ВЦИОМ дает около 13%.

– Мы привыкли настороженно относиться к оценками ВЦИОМа. Результаты нашей социологии вселяют больше оптимизма.

– А что показывает ваша социология? 20% есть?

– Мы хотели бы, конечно.

– В эти выходные прошел съезд КПРФ – в президиум ЦК не вошли москвич Валерий Рашкин и Ольга Ходунова из Петербурга. Создается впечатление, что из руководства партии выдавливаются наиболее протестные политики.

– Это впечатление превратное. Рашкин и Ходунова вошли в ЦК. Центральный комитет – наш главный руководящий орган.

– Излишняя оппозиционность, симпатии к Алексею Навальному не приветствуются?

– Настроения разные и дискуссии в партии разные. Такого понятия как «излишняя оппозиционность» никогда не звучало. В политическом отчете ЦК дал общие оценки положения в стране и ситуации с протестным движением.

– И как ЦК оценил митинги в поддержку Навального?

– Мы воспринимаем их не как акции в поддержку Навального, а как проявление недовольства граждан сложившейся в стране ситуацией. Она действительно подходит к точке кипения. Положением дел недовольны молодежь и предприниматели, которые пострадали от антиковидных ограничений, которые принимают гротескные формы.

– Партия осуждает своих членов за участие в протестных акциях?

– Мы оцениваем каждую конкретную ситуацию. Бюро нашего городского комитета рассматривало вопрос о январских митингах и выступило с политическим заявлением, в котором не рекомендовало нашим членам участвовать в акциях. Но по итогам мы выступили против полицейского произвола. Заявили, что готовы помочь задержанным.

– Что сделали с теми, кто не прислушался к вашим рекомендациям?

– У нас такие были, но с ними ничего не было. Это не было запретом.

– Коммунистическая идеология основана на культе революции. Почему же вы против протестов?

– Культ революции – не совсем верный термин. Мы говорим о важности борьбы за социальные и классовые права. Но в данном конкретном случае у нас вызывали вопросы методы, которыми люди выводились на улицу. Есть вопросы и по поводу того, кем поддерживаются эти силы и откуда финансируются. Возможно, это борьба между башнями Кремля. Давайте возьмем возвращение Навального в Россию. На мой взгляд, действия силовых структур создали ему искусственную рекламу. Нарочито публично нагоняли ОМОН, фактически нарывались на противостояние с гражданами. Все это было сделано, чтобы подогреть градус.

– Как должен был действовать Навальный?

– Я не берусь давать советы Навальному. Он публичный политик, его позицию я во многом не разделяю, но отдаю дань его расследованиям.

– А как вы оцениваете работу губернатора Александра Беглова?

– Наше отделение критически относится к его деятельности. Возможно, он что-то хорошее и сделал, но, сравнивая с рядом предыдущих градоначальников, и не только советского периода, не можем его оценить положительно. Когда Беглов стал губернатором, нам перестали согласовывать шествие 7 ноября, для нас это очень важно. Прежние губернаторы находили такую возможность, а Беглов – нет.

– Какие у вас планы на выборы в Государственную думу? Пойдет ли на выборы режиссер Бортко?

– Владимир Бортко не будет баллотироваться в округе №216. Эта территория пока остается вакантной.

– А остальные округа?

– Действующие депутаты заксобрания Ольга Ходунова и Ирина Иванова пойдут в Госдуму по округам №211 и №213. Первый секретарь Красносельского районного комитета Григорий Меньшиков будет баллотироваться в 212-м округе. По 214-му пойдет первый секретарь Калининского райкома Дмитрий Дмитриев. В 215-м округе – секретарь петербургского горкома Вячеслав Бороденчик. По округу №217 будет баллотироваться Виктор Беляков, по округу №218 – депутат МО Шушары Валерий Дулеба.

– Кто будет избираться по общегородскому списку?

– Решения по этим кандидатам будут приниматься ЦК и съездом, но уже есть понимание, что его, скорее всего, возглавит действующий депутат Госдумы Сергей Пантелеев. На втором месте, вероятно, будет какой-то представитель Ленинградской области.

– Сколько коммунистов от Петербурга должно пройти в Госдуму?

– Мы хотели бы двух. У нас очень серьезные шансы на победу в одномандатных округах.

– Кто будет баллотироваться в заксобрание Петербурга?

– По поводу общегородского списка у нас также идут консультации. Вероятнее всего, там будет три человека. Есть вероятность, что список возглавят федеральная фигура и два региональных политика. Другой вариант – список будет состоять из трех региональных кандидатов. В общегородском списке точно будет действующий депутат Александр Рассудов, депутат Иванова пойдет по округу. Ходунова будет баллотироваться только в Госдуму. Я могу пойти в общегородской группе либо возглавлю территориальную группу. Все решит конференция.

– Сколько вы планируете провести депутатов в заксобрание?

– Как минимум пять по партийным спискам и 2–3 одномандатника. Нам нужно восстановить позиции позапрошлого созыва, когда у нас было 9 депутатов. Без победы в одномандатных округах этого не случится.

– Будете координировать выдвижение кандидатов с другими оппозиционными партиями?

– Мы вели такие консультации. Они были неофициальными.

– О чем вы в итоге можете договориться? О разведении округов?

– В договоренностях развести округа есть опасность. Если в этом соглашении будут участвовать пять партий, нам придется выставлять кандидатов всего по пяти округам в заксобрание из 25. Но, по имеющейся сегодня информации, только две партии готовы говорить о разведении округов – остальные практически выключились из этого процесса.

– Умное голосование – это благо или зло?

– Мы не будем напрашиваться в умное голосование. Если это произойдет помимо нашей воли, то вряд ли кто-то будет отказываться.

– Как продвигается агитация?

– Сейчас мы хотим разместить новую партию наружной рекламы, но решили сделать это в едином стиле с Ленинградской областью.

– Я видел рекламу партии с изображением Ленина и надписью: «Что творится – видим, что делать – знаем». На кого она рассчитана? У кого Ленин может вызвать симпатии?

– Он должен вызывать симпатию у тех, кто хочет перемен. Ленин – пример того, что можно совершить радикальные изменения. Молодежь может вдохновиться таким примером.

– Недавно «Гвардия Захара Прилепина» предложила установить памятник Иосифу Сталину. Вы – за?

– Они – наши оппоненты. Все, что они говорят, – популизм. Мы считаем, что к этой идее надо подходить вдумчиво. Нельзя этот вопрос решать нахрапом, с кондачка, громко прокричать – и посмотреть, как люди прореагируют.

Но я могу сказать, что у нас здесь, в отделении партии, стоит полноразмерный бронзовый бюст Сталина. Один наш товарищ – ветеран-пенсионер – в инициативном порядке за собственные средства, взяв кредит, изготовил бюст Сталина. Теперь кредит выплачивает, мы ему, конечно, помогаем. Бюст такой, что можно ставить на улицу: он подходит по всем техническим параметрам. Но мы к этому вопросу относимся вдумчиво, прекрасно понимаем настроения в нашем городе. Одно дело поставить бюст Иосифа Виссарионовича где-нибудь в Липецке – и то там, бывает, нападают вандалы. Наверное, мы бы хотели, чтобы такой памятник в городе был. Это как перспектива, к которой мы хотели бы идти, возможно, в следующем созыве.

– Как вы собираетесь агитировать молодежь?

– Будем работать в социальных сетях. Уже небольшие группы наших товарищей этим занимаются.

– В каких сетях?

– «ВКонтакте», хоть там и трудно вести работу – многие вещи зарегулированы. Пытаемся вести Instagram, запустили YouTube-канал. Подписчиков там пока немного, будем продвигать, вкладывая средства. В 2016 г. мы работой в интернете практически не занимались. У нас была классическая кампания с наружной рекламой, печатными газетами и листовками. Теперь понимаем важность соцсетей.

– Какие бюджеты у кандидатов в округах?

– Пока кампания не объявлена, у них свои бюджеты. Кто-то находит средства, кто-то работает забесплатно. В этом преимущество нашей партии, у нас есть сторонники, 200–250 человек, готовые ежедневно работать без оплаты. Всего у нас чуть более 2000 членов, они готовы периодически помогать.

– Сколько нужно денег, чтобы провести выборную кампанию?

– Мы считаем, что на один одномандатный округ в законодательное собрание нужно 7–8 млн рублей.

– А для общегородской кампании?

– По моим оценкам, около 120 млн рублей. Я понимаю, что мы получим значительно меньше. Пока у нас таких средств нет. По мере поступления денег будем наращивать темпы.

– Как будет финансироваться кампания в Петербурге?

– В значительной степени из денег ЦК. Около 15% мы планируем собрать из членских взносов. Будут и спонсорские средства. У нас есть сторонники – владельцы и руководители предприятий, которые являются членами партии, так называемые красные директора. Это иногда небольшие организации – например, завод НПП «Ост», который в свое время производил комнатные телевизионные антенны. Его руководитель, партиец с советских времен, помогал восстанавливать парторганизацию в начале 90-х. Без спонсорских средств, только на деньги ЦК вытянуть кампанию сложно.

Другие материалы в сюжете