Демократия упала в цене

Политические партии на выборах в законодательное собрание Петербурга не смогли собрать на счетах и 100 млн руб.
Больше всех на выбора потратилась «Единая Россия», которую финансировали из Москвы /ER.RU

В Санкт-Петербургской избирательной комиссии спустя месяц после голосования все еще подводят финансовые итоги выборов. Согласно официальной отчетности (копия есть у «Ведомостей»), 10 политических партий суммарно смогли аккумулировать на своих избирательных счетах всего 80,3 млн руб., а успели израсходовать 67 млн руб. из них.

Самый объемный фонд у «Единой России». Она смогла собрать 23,4 млн руб. Из них 10,9 млн руб. партийцам пожертвовал «Фонд поддержки будущих поколений», еще столько же они получили от «Национального фонда поддержки регионального сотрудничества и развития». Оба зарегистрированы в Москве. «Национальный фонд поддержки регионального сотрудничества и развития» неоднократно выступал спонсором предвыборных кампаний как ЕР, так и президента Владимира Путина. Еще 1,5 млн руб. партия получила от граждан. По результатам выборов ЕР обладает в заксобрании самой большой фракцией – 29 человек. 11 мандатов из них она получила по списку.

На втором месте – КПРФ, на ее счете 15,8 млн руб. Главными жертвователями стали промышленная группа «Ленмонтаж» (7,2 млн руб.) и строительная компания ООО «Виста» (6,9 млн руб.). КПРФ по списку смогла получить пять из 50 мандатов в заксобрании. По словам секретаря горкома партии Романа Кононенко, денег было не много, но, учитывая результат на выборах, партии удалось расходовать их эффективно.

Бюджет партии «Родина» в 12,4 млн руб. – третий по размеру. При этом ее список не был зарегистрирован на выборах из-за превышения процента брака в подписных листах. Также ни один кандидат не смог выиграть в одномандатных округах.

Счет партии «Справедливая Россия – За правду» пополнился в течение кампании на 11,2 млн руб. В отчете указано только два жертвователя-юрлица, которые в сумме перечислили партии 340 000 руб.: это строительная компания ООО «Стройкомплекс» и торговая – ООО «МТК Русский медведь». В качестве поступлений от граждан указано 6,3 млн руб. Партия смогла взять три мандата по спискам и два – по одномандатным округам. Глава регионального отделения СРЗП Марина Шишкина сказала «Ведомостям», что финансов на полноценную кампанию в этом году не хватало, поэтому приходилось тратить деньги очень экономно.

«Было очень скромно. Поэтому мы больше работали в интернете. Находили и выдумывали дешевые способы продвижения», – говорит Шишкина.

«Яблоко» смогло аккумулировать на счету 5,6 млн руб. 1 млн руб. партия получила от петербургской фармацевтической компании «Цитомед». Остальные деньги – это поступления от федерального комитета партии. «Яблоко» смогло провести двух депутатов по спискам в Мариинский дворец. По словам депутата Бориса Вишневского, эта сумма соразмерна затратам на один избирательный округ. Во время этой кампании даже пришлось отказаться от наружной рекламы, отметил он. Тем не менее яблочники смогли выпустить две газеты и провести несколько агитационных эфиров на радиостанции.

Петербургское отделение ЛДПР собрало 5,1 млн руб. Однако сведений о пожертвованиях от юридических лиц в отчете нет. По единому округу эта партия смогла выиграть два мандата на выборах в городской парламент.

Региональное отделение «Новых людей» получило на счет 2,7 млн руб., все деньги – пожертвования граждан. Несмотря на скромное финансирование, партия получила два мандата по спискам и выиграла в одном округе, составив фракцию в заксобрании Петербурга из трех человек.

Еще более скромным оказался бюджет «Партии роста» – всего 2,2 млн руб. Она не смогла преодолеть пятипроцентный барьер и получить мандат. Региональное отделение «Российской партии свободы и справедливости» потратило на кампанию 1,8 млн руб., но также безрезультатно.

Прошедшая кампания в Петербурге отличалась особой финансовой дисциплиной, отмечает политтехнолог Александр Ершов. Он напоминает, что в отчет не попали расходы партий, сделанные до регистрации на выборах и открытия счетов. Значительная часть агитационной продукции выпускалась во время праймериз «Единой России» весной.

«Справедливая Россия – За правду» весь год оплачивала баннерную рекламу. Эти траты являются законными, поясняет политтехнолог. Однако он также отмечает особо скромные расходы во время нынешней кампании.

«По моим ощущениям, по сравнению с кампанией 2016 г. расходы упали как минимум в 1,5 раза», – говорит политолог Александр Конфисахор. Он отмечает, что большинство расходов на выборы осуществляется наличным расчетом и слабо контролируется. Поэтому оценить реальные объемы финансирования в масштабах города практически невозможно, говорит политолог.