Власти Ленобласти заявили о попытках силового давления на муниципальных выборах
В правительстве отметили «грубые провокации» со стороны КПРФ. Сама партия опровергает незаконные действияВ Ленинградской области 10-11 сентября прошло голосование по выборам 64 муниципальных депутатов в 16 поселениях. За последние пять лет это была самая скромная выборная кампания в регионе, которая привлекла лишь 14 000 избирателей. Но по словам председателя избирательной комиссии региона (ИКЛО) Михаила Лебединского и вице-губернатора по внутренней политике Анны Данилюк, кампания отметилась не с лучшей стороны: на выборах зафиксировали попытки силового давления на избирателей и провокации со стороны отдельных политических партий.
Как рассказал Лебединский журналистам на итоговом брифинге 12 сентября, по результатам двухдневного голосования 10-11 сентября средняя явка составила 18,96%. Проголосовали 14 350 избирателей из 75 000. В борьбе за 64 мандата участвовали 256 кандидатов. В результате «Единая Россия» получила 52 мандата (80,25% голосов), самовыдвиженцы – 6 мест (9,38% голосов), КПРФ – 3 мандата (4,69% голосов), ЛДПР — 2 мандата (3,13% голосов), «Родина» — 1 мандат (1,56%).
«В этом году сложилась интересная ситуация: почти 10% взяли самовыдвиженцы. А раньше у нас было все наоборот: меньше всего брали самовыдвиженцы, а больше всего брали политические силы», — прокомментировал Лебединский.
Несмотря на небольшое количество жалоб во время голосования (в ИКЛО поступило 26 обращений, 17 из которых не подтвердились), Лебединский отметил использование отдельными партиями предвыборных технологий из 90-ых. «Некоторые действия по Всеволожскому району: я вспомнил 90-ые», — рассказал он. По словам председателя избиркома, представители одной из оппозиционных партий «разлагали ситуацию». Лебединский не стал называть конкретную партию, отметив только, что депутат законодательного собрания области от этого движения привлек для силовой поддержки группу «спортсменов», которые препятствовали избирательному процессу. В том числе доставке выездных ящиков для голосования.
В свою очередь вице-губернатор Ленинградской области по внутренней политике Анна Данилюк сообщила, что «грубые провокации» были допущены со стороны представителей коммунистических движений. Среди таких провокаций она назвала возможный подкуп избирателей и вовлечение третьих лиц для «силовой поддержки».
По данным издания 47news, организатором сбора «спортсменов» является депутат заксобрания Ленобласти от КПРФ Дмитрий Звонков. Сам депутат подтвердил «Ведомостям», что привлек для охраны наблюдателей от партии представителей спортивных организаций. «Они находились на территории в пятиминутной шаговой доступности, но не присутствовали на избирательных участках. Их задачей было обеспечить безопасность наблюдателей», — прокомментировал он. По его словам, необходимость в таких мерах вызвали «выводы из опыта грязных выборов прошлого года». При этом Звонков опроверг информацию о том, что привлеченные им люди оказывали силовое давление на избирателей или кандидатов, а также препятствовали доставке урн для дистанционного голосования.
Данилюк в свою очередь сообщила, что все нарушения были задокументированы, а материалы переданы в правоохранительные органы. «Нельзя, прикрываясь «оппозиционной» риторикой, безнаказанно попирать нормы закона, вводить избирателей в заблуждение, пытаться силой навязать своих кандидатов. Ленинградская область всегда отличалась взвешенным, конструктивным взаимодействием всех политических сил, всех парламентских партий. Печально, если одна из этих партий прибегает к методам «внесистемной оппозиции», становится на путь деструктивной борьбы, не имеющей ничего общего ни с демократией, ни с парламентаризмом», — отметила она.
Политолог Дмитрий Солонников напоминает, что КПРФ в Ленинградской области не первый раз фигурирует в центре политического скандала. В феврале прошлого года первого секретаря регионального обкома партии Андрея Попова решением высшего партийного руководства заменили московским политиком Виктором Царихиным. Несогласные с этим решением Выборгский и Всеволожский райкомы партии расформировали. «В Ленобласти произошел практически рейдерский силовой захват отделения КПРФ. И уже тогда было понятно, что КПРФ в регионе сильно меняется. Это не партия рабочих и крестьян с марксистско-ленинской точки зрения, но и не партия думского консенсуса, к которой мы привыкли», — отметил эксперт.
Он добавил, что ситуация на муниципальных выборах в этом году подтверждает, что система внутренней политики региона не может выстроить конструктивный диалог с нынешним руководством КПРФ. «Это видно как по результатам выборов в законодательное собрание в 2021 г., так и по нынешней муниципальной кампании», — отметил Солонников.
Член правления РАПК, политолог Петр Быстров отмечает, что во Всеволожском районе Ленинградской области, где в этом году зафиксировали попытки силового давления, и в прошлые годы во время муниципальных предвыборных кампаний отмечались подобные провокации, за которыми стояли разные политические силы. Нынешняя кампания не стала исключением, отдельные кандидаты от бизнеса решили использовать привычные им механизмы и в политической борьбе. «Мы увидели попытку выходцев из бизнеса защитить возможные покушения на результаты голосования со стороны оппонентов привычным им способом — с использованием охранных предприятий и т.п.», — пояснил он.