Депутаты заксобрания Петербурга засекретят свои доходы

Представители нескольких фракций планируют продолжить публикацию деклараций в прежнем виде на личных ресурсах
Против законопроекта проголосовали 14 депутатов, в частности, нежелание поддерживать документ выразили представители СРЗП, «Яблока», «Новых людей» и КПРФ /assembly.spb.ru

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга в среду, 1 марта, приняли в первом чтении законопроект о публикации деклараций парламентариев об имуществе, доходах и расходах депутатов в обобщенном виде – без персональных данных.

Один из авторов законопроекта Денис Четырбок рассказал, что принятие законопроекта необходимо для того, чтобы привести законодательную базу региона в соответствие с федеральным законодательством. «Федеральный законодатель не оставляет для нас право усмотрения или выбора для определения этой нормы. Она должна быть также сформулирована в городском законе», — пояснил он.

Депутат уточнил, что сведения о доходах депутатов продолжат публиковаться в обобщенном виде – без указания данных, которые позволят идентифицировать соответствующее лицо. Четырбок отметил, что окончательная форма публикации обезличенных данных будет определена поправками. «Условно говоря, это будет выглядеть следующим образом: депутат В. владеет тремя квартирами, четырьмя машинами и одной яхтой, получил доход за год в размере 1,2 млн руб.», — сообщил он.

Не все депутаты поддержали отказ от обнародования сведений о доходах. По мнению главы фракции «Справедливая Россия – За правду» Марины Шишкиной, законопроект нанесет удар по репутации власти. Она напомнила, что в России осталось только два парламента, где депутаты получают зарплаты: Санкт-Петербург и Чеченская Республика. «Поэтому мы должны отчитываться перед избирателями в персональной форме», — считает она.

В ходе обсуждения Шишкина и глава фракции «Яблоко» Александр Шишлов заявили, что депутаты от их партий продолжат публиковать свои декларации о доходах в прежних формах, но площадкой станут другие открытые и личные ресурсы. «Мы видим противопоставление власти и общества. Мы считаем, что власть должна быть прозрачной», — отметил Шишлов.

Против законопроекта проголосовали 14 депутатов, в частности, нежелание поддерживать документ выразили представители СРЗП, «Яблока», «Новых людей» и КПРФ. За принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 33 депутата. Поправки в него будут вноситься до 10 марта.

Напомним, Государственная дума РФ 25 января приняла закон, который позволяет депутатам и сенаторам не публиковать сведения о своих доходах и имуществе. Председатель комитета в Госдуме по госстроительству Павел Крашенинников рассказывал «Ведомостям», что сведения перестанут публиковать с 1 марта. При этом парламентарии продолжат подавать данные об имуществе и заработках в прежнем порядке. В нижней палате парламента только спикер Вячеслав Володин и еще четыре депутата заявили, что продолжат публиковать свои декларации в прежнем виде.

Доктор политических наук, политический психолог Александр Конфисахор считает, что депутаты не смогли найти понятную для общества причину, почему теперь декларации будут публиковаться в обезличенном виде. «Объяснения принятия были странными, видимо, решили, что людям не следует знать, сколько зарабатывают депутаты», — уточнил он.

Политолог Дмитрий Солонников считает, что не стоит искать подтекст в данном законопроекте. По его мнению, необходимо придерживаться официальной позиции. «Официально сказано, что эта мера применена в связи со сложившейся международной обстановкой. Закон позволяет обезопасить депутатов от возможных посягательств со стороны западных спецслужб», — рассказал он.

Эксперт подчеркнул, что закон вызовет недопонимание в обществе, но «не такое существенное». Он усомнился, что рейтинг депутатов резко снизится, если они не будут добровольно публиковать декларации на своих ресурсах.

С другой стороны, принятый закон может осложнить работу СМИ, считает Конфисахор. Он подчеркнул, что попытки журналистов раскрыть имена депутатов могут обернуться судебными исками. «На журналистов могут подать в суд о клевете, даже если будут расследования, и найдут счета депутатов. Конечно, можно сопоставить прежние декларации, но цена таких публикаций будет высока», — добавил эксперт.