Смольный объяснил сокрытие трети расходов резервного фонда

Информация об использовании 13 млрд руб. из общих расходов фонда в 38 млрд руб. доступна только «для служебного пользования»
Законопроект об исполнении бюджета Петербурга за 2022 г. приняли в первом чтении /Заксобрание Санкт-Петербурга

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Алексей Корабельников на заседании Законодательного собрания города в среду, 7 июня, доложил депутатам об исполнении бюджета города за 2022 год. Во время доклада речь также зашла о расходах резервного фонда города за прошлый год.

По данным депутата от фракции «Яблоко» Бориса Вишневского, в 2022 г. общие расходы фонда составили 38 млрд руб. Однако информация о трети из них – около 13 млрд руб. – недоступна для общего пользования. Как пояснил Корабельников, часть информации о расходах резервного фонда носит закрытый характер, чтобы «не дать врагам» использовать эти данные в ущерб интересам государства.

«Мы регламентируем порядок работы с этими документами, так как это утверждено нормативно-правовыми актами. У нас нет задачи от кого-то что-то скрыть. У нас есть задача – не дать врагам нашей страны использовать эту информацию во вред интересам государства», — сказал Корабельников.

По его словам, политика прозрачности в отношении портала государственных закупок привела к тому, что половина трафика посещений сайта приходится на иностранные государства. «На закупки смотрят не только подрядчики и заказчики, но смотрят и разведывательные структуры иностранных государств и используют эту информацию», — сказал он.

Основные показатели бюджета Петербурга за 2022 г.

В ходе первого чтения законопроекта об исполнении бюджета Петербурга за 2022 г. Корабельников рассказал, что доходы в прошлом году выросли к 2021 г. на 320 млрд руб. до 1,163 трлн руб. Расходы также выросли по сравнению с 2021 г. на 247 млрд руб. до 1,043 трлн руб. В первом чтении за принятие законопроекта проголосовали 44 депутата, 3 – против.

Вишневский пояснил, что депутаты могут ознакомиться с частью документа, которая имеет гриф «для служебного пользования», по специальной процедуре. В то же время он отметил, что эти расходы «носят гражданский характер». В частности, часть средств была направлена на восстановление подшефного города Мариуполя.

Напомним, в июне прошлого года Петербург взял шефство над Мариуполем, в рамках которого Северная столица помогает восстанавливать разрушенную инфраструктуру. «Ведомости» писали, что в результате военной операции России на Украине в Мариуполе было полностью разрушено 2500 многоквартирных домов, в частном секторе разрушено 6000 домов из 50 000. Помимо затрат из резервного фонда для восстановления города Петербург с июня прошлого года начал привлекать средства в межрегиональный фонд «Победа». За 10 месяцев фонд собрал 11,8 млрд руб., из которых было потрачено 888,7 млн руб.

Вишневский со ссылкой на предоставленные документы вице-губернатором Петербурга Кириллом Поляковым рассказал, что в Мариуполе построено 8 многоквартирных домов, 4 общежития, 2 поликлиники, по 3 школы и детских сада. «Думаю, что скрывают эти расходы потому, что никакого контроля за ними нет, и о масштабах «нецелевого использования» можно только догадываться», — высказал предположение депутат.

Согласно опубликованным Вишневским документам оставшиеся 25 млрд руб. из резервного фонда были направлены на реализацию различных проектов в самом Петербурге. В частности, самой большой статьей расходов стали работы по проектированию и строительству «Городской Александровской больницы» – 4,9 млрд руб. Еще 3,9 млрд руб. пошли на закупку спецтехники для уборки города. На третьем месте по объему расходов оказалось дополнительное финансовое обеспечение реализации в 2022 г. территориальной программы ОМС в размере 3,8 млрд руб.

Депутат обратил внимание, что ст. 36 Бюджетного кодекса РФ требует прозрачности региональных расходов. В то же время старший преподаватель Западного филиала РАНХиГС Алексей Елаев рассказал «Ведомостям», что законодательство допускает ограничения этого принципа (п. 5 ст. 264.3 Бюджетного кодекса РФ). С 2021 г. закон дополнило постановление правительства РФ № 2052 от 26.11.2021 г. и соответствующий приказ Министерства обороны РФ, которые определяют перечень сведений для служебного пользования в области обороны, где также указан пункт о «взаимодействии с органами власти субъектов РФ». «Бюджетный кодекс не требует принятия законом полной бюджетной росписи по резервному фонду соответствующего бюджета, поэтому вполне возможно принимать закон о бюджете и без указания в нем на то, что часть средств будет расходоваться в конфиденциальном порядке», — добавил эксперт.

При этом расходы резервного фонда города с этого года могут вырасти. В ноябре прошлого года депутаты заксобрания Петербурга одобрили его увеличение с 30 млрд руб. до 50 млрд руб. Тогда увеличение расходов Корабельников объяснял необходимостью оперативно решать непредвиденные задачи.